The Dartz - Ярмарка (2000)

Ярмарка

iTunes Store  mp3/FLAC  Google Play  Amazon  Zvooq  Яндекс.Музыка  Билайн

РОДОМ ИЗ ИРЛАНДИИ

Первая песня альбома. Текст взят из "большого" (есть еще и "маленький") томика У.Б. Йейтса, ирландского поэта начала века. Сборник назывался "Стихи, возможно, для музыки" - и Йейтс как в воду глядел. Текст немного адаптирован к музыке, но на 99% это перевод Г. Кружкова. Музыка сочинена нами и представляет собой дикую смесь из как минимум 3 ирландских мелодий. "Тырли-тырли" в конце вставил Слон, а второй голос - "нежный и шальной" голос ирландской посланницы - принадлежит Юлии. "Пел голос женский и мужской", смеялись мы. Такая вот песня... Вот вы представьте, открывается дверь трактира, и -

"Эй, кто тут из Ирландии,
Святой земли Ирландии?" -
Пел голос нежный и шальной,-
"Мой милый друг, летим со мной
Плясать и петь в Ирландию,
Плясать и петь."

Но лишь единственный из всех
В той разношерстой братии
Один угрюмый человек
В чудном заморском платье
К ней повернулся от окна:
"Нелегкий путь, сестра моя,
Часы идут, а ночь темна,
А ночь темна, сестра моя".

Припев:
"Я родом из Ирландии,
Святой земли Ирландии," -
Пел голос нежный и шальной,-
"Мой милый друг, летим со мной
Плясать и петь в Ирландию,
Плясать и петь."

"Там косоруки скрипачи! "-
Воскликнул он отчаянно,-
"И неучи все трубачи,
И трубы их распаяны.
Пускай колотят в барабан,
С размаху струны рвут.
Какой поверит им болван,
Что краше там, чем тут!"

Припев

КУНЛА

Звуки волынки на ярмарочной площади открывают эту композицию, написанную по мотивам ирландской песни "Cunla". Текст тоже близок к оригиналу, а в припеве так вообще сохранен текст оригинала - для привнесения пущей тарабарщины. Самое интересное, что, когда Вовка и Тема ночевали на квартире на Дмитровском (там, где проходят репетиции группы), к ним ночью и вправду приходил Кунла. Оба отчаянно темнят и расходятся в деталях, но одно несомненно - ночь эта таки добавила обоим седых волос. А еще Кунлой звали джунгарского бурундука, купленного на Горбушке в Москве.

Кто-то вошел в дверь незакрытую
Кто-то вошел в дверь незакрытую
Кто-то вошел в дверь незакрытую
Добрый, маленький Кунла.

Припев:
Cunla dear don't come any nearer me
Cunla dear don't come any nearer me
Cunla dear don't come any nearer me
Добрый, маленький Кунла.

Громко стучит ногами, копытами
Громко стучит ногами, копытами
Громко стучит рогами, копытами
Добрый, маленький Кунла.

Припев

Вот уже он поднялся по лестнице
Вот уже он поднялся по лестнице
Вот уже он поднялся по лестнице
Добрый, маленький Кунла.

Припев

Что же теперь - взять и повеситься?
Что же теперь - взять и повеситься?
Вроде не пил - так что же мне грезится
Добрый, маленький Кунла?

Припев

ЭЛЕАНОРА ПЛАНКЕТТ

Сие есть авторское произведение слепого ирландского арфиста Турлуха О'Каролана, то ли 16, то ли 17 век, не помню. Dartz привнесли в эту песню по минимуму, однако дуэт двух гитар в середине песни сочинен нами, и Каролан тут не при чем.

ПЕРВАЯ СКРИПКА СЕНТЯБРЯ

Мелодия взята с пластинки бретонской группы TRI YANN. По ритму и мелодии это вроде бы какая-то урожайная песня, а раз так - дружно беремся за мизинцы, и в пляс. Текст, естественно, наш. На запись планировалось пригласить Стаса с бомбардой (раз уж песня бретонская), но, к сожалению, идея эта не увенчалась успехом - Стаса не было в городе. При сведении была полностью переписана гитара. Мы включили ее через комбик с перегрузкой, да и аккорды уже игрались другие :) Получилось что-то совсем третье, ни разу не бретонское.

Спой мне песенку, флейта-волынка,
Пусть утихнет моя тоска
Пол-дороги шагали в обнимку,
А ругались по пустякам.
Двери мне открой,
Все, скажи, прощаю,
Ты теперь такой,
А я теперь другая,
Первая, первая скрипка сентября…

Водка выпита, снята пластинка
И над домом висит звезда.
Я в сенях наступлю на волынку -
Доброй ночи, мои друзья!
Я стучу в окно,
Я прошу прощенья.
Белое вино,
Красное варенье,
Первая, первая скрипка сентября.

Спой мне песню, сыграй мне на whistl-e,
Если хочешь, опять вдвоем.
Пара слов без особого смысла –
Так мы думаем, так живем.
Двери мне открой,
Будь со мою рядом.
Небо над рекой,
Листья винограда,
Первая, первая скрипка сентября.

…Снова поздний час,
Нервная зевота
Видишь ли, у нас
Такая странная работа,
Первая, первая скрипка сентября
Ты еще не забыла все ноты,
Я еще не забыл тебя.

ЧУМА

Это - полностью плод творчества душевнобольных участников группы. Хотя... постойте, сам сюжет позаимствован у Анни Эбрель, бретонской певицы. Наивысшее извращение в альбоме - электронные ударные и многочисленные гитары, ведущие многоголосие в конце. Финальное остинато сочинил Игорь. Где-то ближе к концу записи мне на глаза попалась помятая дырявая банка из-под тоника, и вот в результате "голос из рупора", слышный в третьем куплете - это та самая дырявая банка. Чума, одним словом. Нельзя так с фолк-музыкой.

В одной деревне девушка жила
В одной деревне девушка жила
Но под замком, увы, и день, и ночь
Держал отец единственную дочь.

Припев:
Я укрою тебя от завистливых глаз,
Сберегу от назойливых рук
Будем вместе с тобой каждый день, каждый час
Мой цветок,
Мой единственный друг,
Красавица моя...

И каждый вечер парень молодой
Кричит ей снизу: "Эй, идем со мной!"
Умчит нас в полночь конь мой вороной
Спускайся вниз и двери мне открой"

Припев

И вот идет по улице Чума
Идет-идет по улице Чума
Вошла к девице, за руку взяла
"Пойдем со мною, я тебя нашла!"

Припев

ХАНРАХАН

Во время записей мы были практически изолированы друг от друга: гитаристы и басист сидели прямо в аппаратной (причем все на одной скамейке), и сигнал шел прямо в пульт; Вовка с флейтой стоял в звуковой, а Анфиса - ей не повезло больше других - находилась аж через две комнаты по коридору. Связь с ней поддерживалась через микрофоны. Естественно, ей там было очень одиноко, и в перерывах между песнями она принималась наигрывать свои мелодии, иногда притопывая. После одной такой мелодии Слон заорал: "Стоп ! Это же "Иные" ! Тут вот такой бас должен быть". И сыграл свою старую партию из песни нашей предыдущей группы. Немного поупражнявшись, они прикола ради записали эту тему вдвоем. Мы с Вовкой слушали и радовались. На следующий день мы пришли и наложили ударные - сунджи и большой барабан, мерно отбивающий четверти. Последним штрихом стала замедленный, арфообразный звук мандолины. Получился стопроцентный medieval, на каком-то этапе стало ясно, что сюда больше ничего не нужно. Вот так вот она и была сочинена, прямо в студии. Хотя мне порой кажется, что Анфиса просто повторяла с вариациями свою партию из "Холодных Камней"... :)

Рыжий Ханрахан - еще один герой Йейтса, сельский учитель, в ночь на Самайн похищенный сидами.

ШАЛОСТИ СКРИПАЧКИ ФИРЫ

Эта скрипичная пурга - цеиком на совести скрипачки Фиры Фиддлер, в миру известной под псевдонимом "Анфиса". Едва появившись в группе, она принялась наигрывать эту тему, объясняя, что она где-то что-то такое слышала, но не помнит, что это, но это что-то - несомненно, ирландская вещь. Собственно, отчасти из-за умения играть вот так ее и пригласили в группу. Хоть первая часть и напоминает мелодию "Electric Soup" (а может, и является ею), авторство все же приписывается Анфисе. Эта песня частенько исполняется на концертах, люди под нее как правило, пляшут, и вот там, где джига вдруг резко переходит в раздолбайский рил, на пляшущих ну оч-чень любопытно смотреть... Это мне напоминает рассказ одного рок-н-ролльщика о том, как они "лабали" на танцах "Everything's Allright" из "Jesus Christ Superstar". Если кто помнит, песня та играется в 7/4 и под нее очень нелегко "попасть в ногу".

На концертах эта песня объявляется как "La Fira Fiddleur Frolique".

ЭЛЕГИЯ

Судьба этой песни такова. Сперва Анфиса, наигрывая за чаем какую-то мелодию SI MHOR, пыталась обратить наше внимание на ее красоту (красоту мелодии, в данном случае).  Каковое внимание в конце-концов и было обращено, приняв форму нескольких гитарных аккордов, которые вдруг сложились в неплохой этюд. Дома я придумал к нему продолжение, а Игорь - партию второй гитары. Некоторое время оно так и игралось - безымянное, без текста. Только потом внезапно родился текст. Дольше всего выдумывали название - сперва оно называлось "Менуэт", потом Вовка заметил, что все бы хорошо, но это ни разу не менуэт. Ну а записать это было - раз плюнуть *пальцы веером*

Хай,
Тебя обманет месяц май,
Июль, февраль, апрель.
Чай,
Еще немного - и гуд бай,
Куда спешить теперь ?
Некуда спешить зимой,
Побудь со мной
Ты же слышала, как метель поет
В февральской пустоте ?

Хай,
Тебя отравит месяц май -
Чудной весенний яд.
Чай,
Еще немного - и гуд бай.
Часы уже стоят.
Некуда спешить теперь,
Откроешь дверь -
И февраль принесет вдруг запах роз
В февральской пустоте.

ИДУ ПО ПАБАМ

Опять пурга... ЭТА песня никогда толком даже не репетировалась, весь акцент сделан на жуткое сочетание варгана, на котором играет Вовка, и Теминого бойрана. Текст был написан много лет назад, когда еще функционировал паб "Dog & Fox" - где-то между "Черной Речкой" и "Лесной". По иронии судьбы, автор строк не то что ни разу не был в питерских пабах, но и более того - питает к ним живейшее отвращение. Что там ловить простому человеку?

Во время записи соло-гитары Игоря смеялись все. Сам гитарист вытирал слезы и продолжал играть... Что ? Конечно же, "I want to break free" Фрэди Меркьюри. Я считаю, это очень наглядно показывает характер Игоря.

Вечерний час
В который раз
Окончен день
Работать лень

Припев:
Иду по пабам,
Иду по пабам.
Гитара, виски и джин,
И я опять один
Иду по пабам.

Я загляну в "Dog & Fox",
Я загляну в "Шамрок"
Везде играют в дартс
И пьют томатный сок...

Припев

Везде так шумно, да,
Я не знаком с тобой
Но это ерунда -
Айда ко мне домой

Припев

И нам плевать, плевать,
Что мне с утра вставать
Уже который год
На этот гребаный завод

Припев

ХОЛОДНЫЕ КАМНИ

Песня раскрутилась благодаря концертам в "Африке", где ее пели все. В студии, понятное дело, тоже захотели петь все, а в конце мы со Слоном даже рокотали - получился бардак. Три флейты в ряд. Сама мелодия взята у TRI YANN, а сами они взяли ее откуда-то из ирландского фольклора - из источника, который, очевидно, закрыт для большинства фолкеров мира, потому что я ее нигде больше ни в чьем исполнении не слышал.

Припев:

Холодные камни холодной рукой
Не трогай, не надо, и рядом не стой
Не слушай их песни, не пей их вино
Холодные камни утянут на дно.

Ах, Марья-Марьяна гуляла во сне
По черной поляне, по белой стене
Но кто-то без тени увел ее прочь
Отец безутешный оплакивал дочь.

А Настя-Настасья встречалась с одним
У черного камня гуляли они
Но где же Настасья, и где ее след?
Лишь камень остался, а девушка – нет.

Припев

Вернулась Наталья с купанья домой –
Собаки на хуторе подняли вой.
Холодная кожа, в ладонях вода
За что же, за что же такая беда?

Припев

А Ольга считала себя деловой,
Но как-то услышала флейту, и – ой…
Ушла вслед за музыкой в лес босиком
Холодным и серым ноябрьским днем.

Припев

СЛИПСАЙД

Песня принесена Вовкой - он выцепил ее на каком-то сборнике ирландской музыки, была там такая слип-джига под названием "Slipside". Это - единственная на момент записи альбома слип-джига в творчестве коллектива. Сперва она долгое время использовалась на репетициях для разогрева пальчиков как нечто неинтересное и не заслуживающее душевного подхода. Было, однако, решено сыграть ее в студии, получилось вроде неплохо, а Анфиса для пущей надежности прописала еще парочку скрипок.

ДОРОГА ДУРАКА

Текст изначально был Слона, потом я немного адаптировал его под собственный заплетающийся язык. Музыка взята из нар. ирл. песни "From Claire To Here". Песня несколько раз умирала, несколько раз возрождалась, модулировалась и переделывалась, но в конце-концов было решено записать ее как городскую ирландскую балладу - без ударных и баса, но зато с аккордеоном, на котором играла Анфиса. Хотя, скажу вам по секрету, ударные там все же были. Просто Сергей их потерял при сведении. Как потерял ? А просто не нашел. Ну и Бог с ним, решили мы. Песня имеет интересную особенность погружать слушателя в сон.

В бой идет герой отважный
Рушить мельницы и башни,
Вдаль идут, в чужие страны,
Их дорога нелегка
Их тела укрыли ели,
Замерзать среди метели,
Ну а мне милей дорога дурака

По волнам скитальцев носит,
Что у моря счастья просят,
На волнах качает лодку
Тень их призрачно легка
Что их носит в эти дали,
Ведь давно грести устали ?
Ну а мне милей дорога дурака.

В небо манит шар воздушный
Рудокопы в шахте душной
Ищут золото и камни
Заблудившись на века
Их запретными путями
Жажда золота утянет,
Ну а мне милей дорога дурака

Там, где музыка и кубки
Где огонь, дымятся трубки,
На столах танцуют джигу
И твоя душа легка
Там в жару или в ненастье
Инода приходит счастье,
Ну а мне милей дорога дурака.

УЛИЦА ВДОВ

"La Rue Des Vieves"... Эта боливийская мелодия (принес ее Вовка) начала разучиваться уже в поезде на Патрика. Мы были очарованы ее скупой, печальной красотой. На концертах она играется на двух гитарах, в студии же одну гитару (мою) полностью вытерли, оставив только в припевах, о чем я, честно говоря, нисколько не жалею. Чего тут только нет. И варган. И флейта Сампо, привезенная Анфисой из Хельсинки - сперва партию сампоньи исполнял синтезатор, потом мы решили прописать аккордеон и даже прослушали вариант - получился трогательный парижский (?) шансон, однако потом появился Вовка с настоящей хельсинской сампоньей, и все встало на свои места. Есть здесь и подобие меллотрона, только тихое-тихое... И такой же тихий бойран. Такая вот тихая песнЯ...

КРОВАВАЯ МЭРИ

Знакомьтесь - мелодия шотландской свадебной песни "Marie's Wedding", текст Дм. Курцмана. На записи совершенно неожиданно появились губная гармошка и слайд-гитара, которую так любит Игорь, отчего песня приобрела джанглово-ковбойский окрас. А проигрыши благодаря нескольким полуонам стали звучать по-скандинавски. Мешанина, словом. В конце песни вообще все аутентичные инструменты были выкинуты, остался один чистый джангл. Кроме того, вокал записывался не совсм трезвым человеком, отсюда и отвязные "япитупидали" в конце :) На затухании прет чистая психоделия - то, что я хотел сделать еще в "Ирландских Поминках". А с шумом дворника, подметающим асфальт, вообще получилось бесподобно... Слон обязательно хотел вставить шум дворника в конец альбом - это, говорил он, "апокалиптично". Никто не возражал, но и помогать не спешил. В итоге Гаврилыч выкрал у старушки-сторожихи метлу, припер ее в студию, там мы положили бетонную плиту, опрокинули на нее мусорное ведро, и записали шум метлы, расбрасывающий все это добро по звуковой комнате. Получилось и вправду весьма апокалиптично.

Встань, товарищ боевой
На Болотной, Моховой,
На Удельной и Ланской
У Кровавой Мэри.
Что ты смотришь, как чужой ?
Завтра будешь выходной
Ты в гостях у заводной
У Кровавой Мэри.

Вот мой угол, три стены,
Бас-гитара без струны
Все мои цветные сны
Без окна и двери
Вот мой петербургский Sidh
Кот на ветке, сторож спит
Жизнь за жизнью пролетит
У Кровавой Мэри

Кто придумал эту боль,
Кто смешал вино и соль ?
Получился алкоголь
У Кровавой Мэри
Ящик крепкого вина -
Спит болотная страна
Вся болотная страна
У Кровавой Мэри.

КОНЦЕРТ

На концертах исполнялась под названием "Ты взяла в руки скрипку". Песня эта специально никогда не репетировалась, из каких-то суеверных соображений, и в бумажках со списком номеров на очередной концерт напротив этой песни всегда имелась пометка: если все пойдет хорошо. То есть если к концу выступлеия накатывало сентиментальное настроение, мы ее играли. Текст написан в Хифеллине прямо по месту - там были и две ели, и пиво, и друзья. В студии мы писали ее вдвоем с Анфисой, причем я очень беспокоился, что у нее случится упадок творческих сил - такие они нежные создания, эти игрецы на скрипке - и для пущей спонтанности мы не правили партию скрипки по отдельности, а переписывали всю песню целиком. А потом Харченко по ошибке включил разом все скрипки, записанные за этот день, и это было То Самое, и мы закричали - "оставь это, оставь!". Где-то это напоминает французкую песню, очень красивую, "Where's the flowers gone" или как-то так. "Подводная" каденция на электрогитаре в конце - взята из какой-то моей песни, которой не светило дойти до записи, вот я и подумал, чего ж пропадать добру. Наконец, чьи-то шаги и хлопанье дверью в самом конце - это Анфиса, положив наушники на рояль, покидает звуковую. Мы думали, что не переживем запись этого альбома как группа, и распадемся, поэтому хлопанье дверью в конце долженствовало нести некий дополнительный драматический оттенок. Однако же вот, не пропали.

Ты взяла в руки скрипку
Я возьму в руки бас.
Нам откроют калитку
Поприветствуют нас.
Мы сыграем им джигу
С замедлением в конце
И в зеленую Книгу
Попадет наш концерт

Припев:
Концерт
Для двух елей,
Ирландца
И баночки черного хмеля

Так легко быть приятным
Мы останемся здесь
Утечет безвозвратно
Все, что было и есть
Здесь Хозяйка прекрасна,
Да и гости под стать
И пока не погасло
Мы успеем сыграть

Припев

А когда упакуют
Наш последний состав,
Ветры злые задуют
Нас к порядку призвав
И прощальные руны
Омрачат наш досуг
Лягут пальцы на струны
И послышится,
И послышится
Звук –
Для двух елей
Ирландца
И баночки черного хмеля

THE DARTZ:

АННА ХОТИНА
скрипка, аккордеон (12), идеи и музыка
ВЛАДИМИР КОЗАЧЕК
tin whistles, флейта Сампо (13), варган (9, 13), прочие флейты, идеи и музыка
ДМИТРИЙ КУРЦМАН
вокал, гитара, мандолина (2, 7, 10-12), губная гармошка (14), тексты, музыка, идеи (как же без них?)
ИГОРЬ СТАРОСТИН
гитары, бэк-вокал, разные штучки на соло-гитаре и слайд-гитаре, синтезаторы, идеи, музыка
СЕРГЕЙ "СЛОН" ЧИБИРЕВ
бас-гитара, голоса, идеи, музыка, тексты, угрожающее рокотание, крики "Яблуки, яблуки!" и "А кому репу моченую?", шумовой монтаж
АРТЕМ ШАЛЫТ
бойран, сунджи, перкуссии, ковбойские приколы

Также в записи альбома принимали участие следующие люди:

СЕРГЕЙ ХАРЧЕНКО
запись, сведение, мастеринг, полезные советы и игра "Shortline"
ЮЛИЯ КУРЦМАН
"голос нежный и шальной" в первой песне

Прочие Воспомоществования:

ДАРТШИРСКАЯ ПЯТНИСТАЯ хрюкала между песнями
Неизвестный ВОЛЫНЩИК ИСАЕВ играл на волынке (на чем же еще ?)
Обе картинки к обложке нарисованы АННОЙ ХОТИНОЙ
Дизайн обложки ДМИТРИЯ КУРЦМАНА
Типография ПРЕМЬЕР все это печатала, содрогаясь от умиления
"Добрые Волшебники" ЛЕРА и СЕРГЕЙ все это издали 1.09.2000 года

Вроде все...