Родом из Дартшира


9 и 10 мая в Нижнем побывала группа The Dartz из Санкт-Петербурга. Звезды питерского фолк-рока вместе со своими нижегородскими коллегами The Racoons дали два концерта в "Домике Петра I" и в клубе "Джем Престиж". Принимавший непосредственное участие в данных событиях журналист "Досуга" не мог не поделиться с читателями своими впечатлениями.

Наслышан о них я был давно. Однажды в Выборге, куда меня занесло на фестиваль исторической реконструкции, я попал в компанию "троллей" - сообщества безбашенных людей, пьющих пиво с кофе пополам и поющих у костра песни питерской группы The Dartz. Это были первые встреченные мною поселенцы Дартшира - загадочной страны, чей флаг с белой арфой на зеленом фоне украшает задник сцены на каждом концерте Dartz. Знакомство с записями группы окончательно убедило меня, что явление это выходит из ряда вон по многим причинам.

Немного позанудствуем и порассуждаем, что же это за жанр такой, в котором работают столь близкие и столь непохожие друг на друга The Dartz и The Racoons. Для начала определимся, что такое фолк-рок. Как и любой ярлык, понятие это своим происхождением обязано сомнительным представлениям о том, что народная музыка, фолк - это простая музыка, акустические инструменты, и бесхитростная лирика, а рок - сложная музыка, жесткий электрический саунд и деструктивное мировоззрение. В эпоху развеселых 60-х слово "фолк-рок" впервые было навешено на Боба Дилана, который, к возмущению ревнителей чистоты народной музыки, сменил свой Martin на электрогитару и собрал себе рок-ансамбль. Были фолк-роком и Byrds, и Crosby, Stills, Nash & Young. Меж тем, в начале 70-х по ту сторону Атлантики родился совсем другой фолк-рок. В Европе прививку рок-н-ролла сделали кельтскому фолку - традиционной музыке Ирландии, Шотландии и Бретани. Такие классики жанра, как Fairport Convention, Clannad, Tri Yann, Alan Stivell доказали, что фолк может быть современным и интеллектуальным, а рок - органично впитывать в себя древние традиции. Именно кельтский фолк-рок и дал обильную поросль, выкидывающую все новые побеги и по сей день.

С чего начался фолк-рок в России - не знает никто. Быть может, с песняровской "Косил Ясь конюшину", может, с "Калинова моста", а может, и с самого БГ, переболевшего всеми культурами мира. Настоящий подъем фолк-рока начался в середине 90-х с появлением в Москве и Питере первых команд, играющих кельтский фолк. В Москве их ряды пополняли бывшие рокеры и исполнители кантри, в Питере же традиционно велико влияние любителей старинной музыки - Средневековья и Ренессанса, исправно поставляющих в фолк-рокерские ряды волынщиков. Фолк-рок балансирует на грани между традиционным фолком (кельтским и не только) и рок-музыкой.

Питерская группа "Дартс" ухитрилась одновременно быть изгоем в обеих тусовках и завербовать себе с той и с другой стороны армию поклонников. Классический фолковый состав из мандолины, скрипки, различных флейт и вислов (ирландская дудочка), гитары и баса блестяще интерпретирует традиционные ирландские джиги, рилы и степенные бретонские танцы. Четыре мужских вокала весьма правдоподобно иллюстрируют бретонскую манеру исполнения kan-ha-diskan ("запев - отклик"). Но привычная (сведущим людям, разумеется) форма скрывает в себе содержание совершенно необычное. Во-первых, Dartz поют по-русски, что само по себе не типично для кельтского фолка. На мелодии традиционных ирландских и бретонских песен, вызывающие благоговейный трепет в сердце любого кельтомана, Dartz пишут собственные забавные тексты, не имеющие порой с оригиналом ничего общего. За подобные вольности питерский бэнд на заре своей карьеры не раз бывал освистан приверженцами традиций. Но со временем вдруг обнаружилось, что хулиганство Dartz - лишь одно из средств раскрытия аудитории своего музыкально-поэтического мира. И мир этот настолько богат и притягателен, что самый упертый кельтофил забывает обо всех традициях и, сломя голову, устремляется вслед за неугомонной питерской пятеркой в загадочный Дартшир. Страну, где недолгий северный закат сияет над изумрудными лугами, а на залитых лунным светом холмах танцует веселая нечисть; где старый Тойво вспоминает сорок первый год и танцует "Перккеле-польку", а в сочельник так хорошо сидится у камина с кружкой подогретого вина. Бок о бок с забавными персонажами дартсовской лирики существуют канонические герои ирландских и бретонских песен - бродяга, променявший отчий дом на "вино и подкидной", загадочный маленький Кунла (помесь пьяного бреда и детской страшилки) и прекрасная ведьма Франсуаза. В лучших традициях питерского рока Dartz создают собственную Вселенную, населяя ее героями фантазий и прочитанных книг.

"Кельтский четверг", еженедельно устраиваемый группой Racoons в "Домике Петра I", 9 мая превратился в подлинный фолк-беспредел с толпой народа, морем пива и танцами на барной стойке. Вечеринка "Родом из Ирландии", названная так по одноименной песне Dartz, продолжилась на следующий день в "Джем Престиже", после чего питерские фолкеры укатили покорять Рязань. Нижегородцев они уже покорили, и можно надеяться, что следующий концерт Dartz в Нижнем состоится на площадке повместительней петровского погребка.

© М. САУТКИН.