БОГЛАХ

Мультимедийный сборник, выпущенный в феврале 2003 года к пятисотлетию группы.

Содержание диска

I. Введение: что такое "боглах"

Вот все говорят - "кельты, кельты..." Люди так любят упоминать о некоем духовном содержании, которое кельты привнесли в современную мировую культуру - музыку, литературу, живопись. И как они поселились во всех европейских и ближнеазиатских языках. И как кельтские легенды бескровно конвертировались миссионерами и становились частью современного христианского мифа. И тут же Толкиен. Поселения кельтов стало модно находить в любой местности, где можно воткнуть в землю лопату. И вот тут-то на поверхность и вышло то, о чем как-раз большинство кельтологов и вообще современных, жизнерадостных людей умалчивает. Хотя оно - это - до сих пор живет в подсознании у каждого. И уж об этом-то Толкиен не писал.

Хватит тянуть резину. Это боглах ! Кельтский обычай, который и кровавым-то нельзя назвать лишь потому, что, когда человека топят в болоте, то, натурально, кровь при этом не проливается. Боглах практиковался везде, где селились кельты. При основании нового кельтского поселения перво-наперво вырывался огромный котлован, который постепенно заполняли грязью и сточными водами: со временем на его месте сам собой заводился boglach, что на гэлик и означает "болото". Основным и единственным вершителем боглаха был друид. Сейчас принято идеализировать друидов; дескать, гармония с природой, голоса трав, силы Луны и прочее. Но на самом деле рядовой кельтский друид день-деньской прохаживался по поселению с деревянной колотушкой, с интересом поглядывая на дома соплеменников. Те знали: друид мог зайти в любой дом и просто сказать "Собирайтесь! Боглах!": и жители беспрекословно (sic!) выходили на улицу и шли вслед за ним по направлению к ближайшему болоту. Там друид и вершил свое нехитрое таинство. Поэтому друидов боялись: они могли сделать боглах кому угодно, даже королю Ирландии - и делали иногда - а друидам боглах делать было нельзя ни в коем случае. В этом страхе, кстати, и кроется причина того, что христианство так легко прижилось на Зеленом Острове: когда Св. Патрик прибыл в Ирландию, жители поначалу решили, что он всем будет делать боглах, но на всякий случай понастроили побольше болот. А Патрик и не думал никому делать боглах, отчего быстро стал популярнее друидов, придерживающихся устаревших взглядов. Вскоре друиды дождались: боглах был официально проклят церковью и изжит.

Не стоит, однако, считать, что в боглах приносились только человеческие жертвы. Было обычным делом в преддверии особо лютой зимы уничтожать в болоте зимние запасы зерна, корнеплоды, топить лучших коров племени. Когда коров для боглаха не хватало, приходилось воровать у соседей; все знают, например, "Угон быка из Куалнге" - сказание, где рассказывается именно о таком случае... К советам мудрых друидов всегда прислушивались: они знали, когда, скажем, следовало утопить в болоте свиней племени, а когда можно было ограничится полугодовым запасом картофеля. Перед началом посевов обычно несли в боглах зерно; в канун сбора урожая выборочно уничтожались мотыги и лопаты (как правило, самые лучшие). Внезапная волна интереса к кельтской культуре в середине XIX века привела к печально изестному Картофельному Голоду 1845 года - посредством, как вы догадываетесь, бездумного и беспощадного боглаха. Бездумного потому, что в раннекельтские времена он был, как это не дико звучит, экологически и морально оправдан: уничтожая запасы продовольствия, друиды разумно регулировали популяцию населения, а погребая в боглахе лучшие вещи, оружие и керамику, друиды опосредованно искореняли в соплеменниках гордыню и излишнюю привязанность к вещам сего мира. В эпоху гуманизма, как вы понимаете, боглах уже не оправдан ничем.

Наконец, в канун войны боглах не стихал круглые сутки, и друиды работали посменно: в болоте топились колесницы, боевые кони, доспехи, оружие и лучшие воины племени. После чего некоторые историки упоминают, что кельты сражались голыми, "...наводя ужас на своих врагов". Англы и саксы, без труда потеснившие бриттов, еще упоминают о боглахе, который те переняли, очевидно, у коренного населения Англии; но наиболее яркие свидетельства древнего обряда приводит Плиний (Старший) в своем трактате о римских войнах: "Они [кельты] не накапливают оружие и не учат мужчин воинскому делу. Напротив, копья и мечи в большом количестве сносят они к краю торфянников, где и погребают под унылое пение жреца; и более того, двоих из каждых троих воинов они оглушают ударом в голову и кидают умирать в болоте, забрасывая грязью еще живые тела. Таким образом подготовившись к войне, кельты сжигают свои дома и уходят в лес, где сами собой медленно погибают от голода и холода". Столкнувшись с боглахом, римская армия была деморализрована, и завоевание Британики шло уже не так гладко... Позднее, вспоминает Плиний, кельтские отряды тоже несколько раз продвигались в глубь Пиринейского полуострова, но не могли закрепиться на одном месте, потому что почва в Италии была каменистой, а болота - крайне редкими. Огромное изобилие захваченных трофеев тяготило кельтских воинов, друиды лютовали и настаивали на возвращении домой.

Особенно широкий размах боглах приобрел на континенте, в Арморике (нынешняя Бретань). Фатально-обреченное отношение к смерти, столь характерное для бретонцев, и выражение "все там будем" пошло именно оттуда; в свете вышеизложенных фактов стоит задуматься: а "там" - это где?

Надо заметить, что, помимо кельтских племён, боглах, пусть и под другим названием, был распространен у многих отсталых народов Севера. Так, у эскимосов Аляски он до сих пор практикуется и называется "потлач". При возгласе "потлач!" каждый мужчина племени должен бросить в костер самую ценную вещь, которая у него есть: добротную острогу, лук, лыжи, тюленью шкуру... Немудрено, что племена эти исчезают с лица Земли гораздо быстрее, чем те, где боглах не встречается. И, кстати, именно локальная форма боглаха стала причиной вымирания викингов, колонизировавших Гренландию. Есть сведения, что боглах был и у североамериканских индейцев.

Сегодня благодаря боглаху современные археологи получили практические неисчерпаемый (в прямом смысле слова) слой самых разнообразных находок того времени. Тут и оружие, и предметы утвари, и человеческие останки, заботливо сохраненные торфянником. Среди наиболее значимых находок - знаменитый котел из Гундесрупа, найденный в болотах Дании, изготовленный из серебра, покрытого позолотой. Судя по размеру котла, в боглах его ввергали несколько человек - как минимум, пятеро...

А вы все говорите - "кельты", "кельты"...

II. Альбомы The Dartz в MP3:

Ирландские Поминки (1997)
Пиво и Пельмени (1999)
Ярмарка (2000)
Белый Альбом (2001)

III. Видео

Ты Не Спрашивай У Ветра (отрывок из фильма "Ирландские Рагу", 1997 г)
Золотые Сны (отрывок из фильма "Ирландские Рагу", 1997 г)
Ай Лав Ю (снято в студии ЛИКИ, 1997 г)
Ты Не Спрашивай У Ветра (концерт в клубе "Африка", ноябрь 1999 г)
Three Mice Reel (концерт в клубе "Африка", ноябрь 1999 г)
Первая Скрипка Сентября (концерт в клубе "Форпост", май 2002 г)
Humours of Whisky (концерт в клубе "Форпост", май 2002 г)
Знаешь, Милый (концерт в клубе "Форпост", май 2002 г)

IV. Приложение

Тексты песен
Фотографии
Поэма "Добывающий Уголь"
Софт, необходимый для просмотра видео и прослушивания mp3-файлов.

Замеченные баги

1. На некоторых машинах с Windows 2000 возможны проблемы с autorun feature.
Если после того, как диск вставлен в CD-ROM, начальная страница (index.html) сама не открывается, или выдается сообщение "Access to specified device is denied", следует, щелкнув правой кнопкой мыши по названию диска (BOGLACH_CD), выбрать Open или Explore, и запустить index.html вручную.

2. В каталоге "Music\2000 - Yarmarka" обнаружен файловый мусор, не имеющий отношения к альбому
Очевидно, он попал туда в результате ошибки копирования при тиражировании. Прослушиванию музыки он не вредит. Ошибка будет исправлена с новым тиражом.