Операция «АКАПУЛЬКО»
Эгоцентрические
записки о фестивале Волынщик VIII. Факты, лица, события – все намеренно искажено.
И чья же это рожа
смотрит в зеркало заднего обзора, пытаясь сфокусировать взгляд? Это моя...
У меня похмелье. Сегодня – второй день всероссийского фолк-фестиваля «Волынщик
VIII», мы приглашены на этот фестиваль и играем
на нем в 21:00. Он уже начался, а мы сидим в машине и ждём. И у меня похмелье.
– Еловый ЧТО? Хорошо быть КЕМ? Тролль гнёт ЧТО?
– Тролль гнёт ВСЁ!!!
С другой стороны внучек тянул дедулю за рукав:
– Деда! Пойдем скорее домой!
– Неет, Митюша, давай-ка ПОТАНЦУЕМ! – хищно отвечал дедушка, извиваясь в какой-то
жуткой ламбаде...
– Абырвалг?– спросил
сидящий сзади мужчина.
– Да, да, сейчас
мы приедем в Автово, все будет хорошо,– отвечал я.
– Хочешь получить по голове? – с азартом спросил он.
– Нет,– ответил
я. Помолчал и добавил,– А ты хочешь получить по голове?
– А мне пофиг,–
тут же ответил веселый человек, и я понял, что и мне, по правде говоря, тоже
уже все равно.
Потом он принялся
рассказывать, как третий день не может доехать из Приозерска в Петербург.
Сядет в Приозерске, выпьет – вроде бы и станции пойдут знакомые... Лосево,
Петяярви, Кавголово, Токсово... а потом – вроде все идет обратно: Токсово,
Лосево, вот уже Мюлляпельто показалось.
Я вышел куда-то,
не глядя...
Дома я первым
делом пошел и помыл ноги. Позвонил Игорю. Кажется, мы немного поговорили о
завтрашней программе. Игорь поинтересовался, что такое Connaghtsmen’s Rambles и знает ли он эту
вещь? Мы три года играем Connaghtsmen’s Rambles и три года Игорь спрашивает, знает ли он эту вещь.
В этом вопросе уже появилось что-то эзоповское. Я сказал, чтобы он не вешал
трубку, и взял мандолину. Сыграть получилось только с третьего раза. Мандолина
возмущалась и не строила. В трубке слышался злорадный смех. Утром я обнаружил
на струнодержателе изрядный клок собственных волос...
Утром... ну да
ладно. Я бы не стал разбивать этот уикэнд на утро, день и вечер. На субботу
и воскресенье. Когда у тебя похмелье, ты всегда твердо знаешь, как пройдет
день. Предположим, тебе надо вставать в девять утра. Ты, конечно, заведешь
будильник на девять. Я обещаю тебе, что ты проснешься в шесть – и будешь три
часа моргать, ворочаться и вспоминать вчерашнее. Потом, когда ты начнешь проваливаться
в мутный пьяный сон, тут-то оно и зазвонит. Если ты смог встать – умоляю,
продержись до завтрака. Потом станет легче. Но, когда день будет клониться
к закату, в 17:00, будь готов: тебя накроет самая тяжелая волна. Тебя покинут
все силы, ты будешь потеть, ты с дрожью будешь вглядываться в осуждающие лица
коллег. Рабочий день перестанет быть продуктивным. У тебя заболит живот. Напрасно
считают, что похмелье – это когда плохо с утра. Если можешь – прими ванну.
А потом иди спать. Потому что ни на что другое человек уже не годится. Он
становится обузой даже для своих друзей, вчерашних собутыльников. Он мрачен,
он мучается.
Нда... Впрочем,
у каждого это бывает по-своему. В воскресенье с утра я рассчитал, что сегодня
вечерний коллапс придётся как раз на момент нашего выхода на сцену – что,
как вы сами понимаете, меня не радовало. Ведь музыкант перед концертом – он
как спортсмен. Он следит за собой. Весь день он бережно, как воду в ладонях,
несет себя к сцене. Он должен правильно пообедать, не переутомиться, ни с
кем не поругаться. Больной живот? Недопустимо... К моменту выхода на сцену
глаза должны стать прозрачными и бессмысленными, как линзы. Никаких чувств
не должно остаться. На лице – легкая улыбка. Все прочие движения тоже должны
быть легкими. Не лишне будет сделать перед концертом хорошую клизму с успокаивающими
травами. А вот если ты, потный и затравленный, выходишь на концерт с похмелья,
твоя музыка становится слишком твердой, слишком прямолинейной. Болезненно
ритмичной, я бы сказал.
– Vy posmotrite na nego – on je okosel ot pjanstva!
Оказалось, он имел в виду себя. Однажды и я послал всем короткое сообщение.
Вот такое:
– Ik…
Я хотел бы отправить его всем людям
на земле. Это важно, на самом деле. Иногда мне кажется, что когда ты вот так
пробуешь мир на прочность – происходит странный, неочевидный процесс самонастройки,
калибровки нашего общего звучания. Всё началось на гастролях в Самаре. Не
могу сказать точно, что там случилось, но это так – из Самары мы вернулись
совсем другими. Было такое ощущение, что вагонетка с углем, до того мирно
ползущая по рельсам, теперь сорвалась с тормозов и с грохотом несется в бездну,
разбрасывая уголь. Однажды под утро, когда станция метро «Проспект Просвещения»
еще не открылась, но какие-то люди у входа уже ждали – мы втроем, Игорь, я
и Тьерри Аран из Бретани приставали к окружающим с одним-единственным вопросом:
– Анна Каренина или Ольга Берггольц?
Результаты заносились в блокнот. Что тут думать? Понятно, что Ольга Берггольц.
Но наш народ, увы, так не считал. Хотя это уже не важно... Какой чёрт дернул
меня обратиться с этим вопросом к проходящему мимо патрулю? Зачем Игорь схватил
меня за руку? Пиво плеснуло и залило ОМОНовцу куртку... Тот посмотрел на меня
и сказал:
– Ребята. Вам надо поехать домой и лечь спать.
Взял платок и вытер лицо. Cнова
всё обошлось. Беда...
– Мы должны обзавестись машиной с открытым верхом, рубашками «акапулько» и
сверхчувствительным магнитофоном для записи разговоров во встречных машинах.
И потом еще:
– Как твой адвокат, я советую тебе попробовать выпить немного вот этого холодного
пива.
Мы сидим в Анфисином «шевроле» на Социалистической. По крыше барабанит дождь.
В магнитофоне играет кассета с Моцартовской «Волшебной флейтой» Классическая
музыка всегда вызывает у меня чувство тревоги. Сейчас – особенно. Где-то вдали,
в Южно-Приморском парке, начинается второй день «Волынщика». Эрмано разглядывает
карту Ленобласти. Он штурман, Эрмано. Он улыбается. Я уже знаю, что нам предстоит
заблудиться. Вскоре мы выезжаем на проспект Стачек и едем, никуда не сворачивая.
В этой части города живописно – слева от дороги тянутся парки, пруды, среди
зелени попадаются особняки. Вскоре, однако, начинаются пустыри, а потом справа
возникает какое-то поместье пригородного типа. Над лиманами поднимаются испарения.
Эрмано улыбается.
Спустя пару минут мимо летит знак «Петербург/конец города». Тут же сваливается
SMS-ка от барабанщика Антония:
– Vy gde? Ja uje pjan.
В машине легкая паника... Хотя потом мы понимаем, что не так уж человек и
пьян, если пишет такие длинные сообщения.
Обочины неизвестного
шоссе – да, мы заблудились – безлюдны. Вскоре, в каком-то поселке готического
типа, Анфиса видит старуху. Старуха стоит на автобусной остановке и никуда
уже не торопится. Я вылезаю... Старая грымза начинает объяснять дорогу. Несколько
раз она повторяет:
– И в любом случае, молодой человек, это не Петергофское шоссе. Я хочу,
чтобы вы это поняли, потому что это очень важный момент. Это никоим
образом не Петергофское шоссе.
Из машины машут рукой. Они уже все поняли: мы заехали в пригороды. В Стрельну
или Всеволожск, или типа того. Один мой знакомый возил по пригородам компанию
арабов. Арабы хотели снять квартиру во Всеволожске, но не могли выговорить
название города. Все время получалось «сволочь»...
Короче, минут через сорок, развернувшись на шоссе, мы возвращаемся к парку.
Как мы его проскочили в первый раз – и как я его не заметил – остается загадкой.
Анфиса паркует «линкольн» среди прочих хипповских BMW и «мерсов». Уже подходя к сцене, я вижу длинноволосого
человека, лицом похожего на Игоря Лисова. Но это, конечно, не может быть Лисов:
я знаю, что он в Турции. И, конечно же, это оказывается именно он! С тёмным
стамбульским загаром на лице. Барабанщик Антоний встречает нас лучезарной,
несфокусированной улыбкой. Он пасется тут с трех часов – с выступления «Бестиария».
Где он, собственно, и играет. Народу сегодня гораздо больше. Мы опять идём
здороваться... Наш Игорь, посмотрев на часы, советует воспользоваться близостью
кафе и купить там немного красного полусладкого вина. Тем более что зрелище
безмятежно дрейфующего Антония действует на всех деморализующе. А Игорь, выпив,
вдруг загорается идеей попрыгать на качелях: тебя привязывают к двум резинкам,
и ты несколько минут болтаешься между асфальтом и низкими тучами. Общими усилиями
его удается отговорить. Вино кончается на удивление быстро, однако появляется
портвейн. Настоящий крымский портвейн, привезенный Аделью из Крыма. Вот только
не надо!.. Массандровский портвейн – при условии, что он настоящий – это ведь
песня в бутылке. Это темно-вишнёвая, терпкая, густая квинтэссенция крымского
кайфа. Вдруг Игорь становится серъезным.
– Это уже не шутки! Мы должны запастись всем необходимым,– говорит он и надолго
исчезает.
– Мужики, как я дунул! Мне, бля, крышу снесло напрочь, я, бля, как сяду, так
ко мне сразу хахычи приходят, я уже не могу, мужики!
Ему советуют:
– Ходи, двигайся!
(«Дыши, борись!»– слышится мне).
Потом он просит у нас барабан. Конечно, мы не даём ему барабан. Тогда он вытаскивает
из палатки томик из серии «Сокровища мировой литературы» и начинает подыгрывать
группе. На сцене – «Мальтониус». На площади пляшут уже все. Игорь где-то купил
сок, который назывался «Акапулько».
– Акапулько! – кричит он задорным дурашливым голосом. У обкурившегося снова
начинаются «хахычи», он валится на спину и махает ногами, как будто делает
упражнение «велосипед».
Антоний сидит на скамейке. Он нашел свою гавань. В каждой руке у него банка
пива. Когда «Мальтониус» уже сворачивается, Анфиса берет в руки сет-лист и
говорит, что её решительно не устраивают все эти песни, надо бы программу
менять. Подходит Игорь.
– А это что? – спрашивает он, тыкая пальцем в Connaghtsmen Rambles.
Я ухожу куда-то в лес. В лесу сыро...
Эрмано с Анфисой
откланиваются и уезжают на «бьюике» в город, Слон тоже куда-то исчезает, оставляя
Скифу свой довоенный бас «Диамант». А мы стоим перед сценой и слушаем «Зеленые
Рукава». «Рукава» играют под дождем, но народ не расходится. Они выступают
без репетиций, с половиной случайных музыкантов. И да, они опять играют как
боги. Кто бы с ними ни был – всякий раз это, черт возьми, получается и мощно
и красиво. Вот так, несколько простых движений – и в происходящем хаосе появляется
смысл. На любом сейшне, в случайных посиделках у рояля, просто в разговоре.
Я думаю, если бы Игорь дал себе труд хотя бы полгода продержать на сцене любой
свой состав – всем остальным группам можно было бы уже не играть никогда.
Но как-раз осесть на одном месте у него-то и не получается. Наверное, у хаоса
личные счёты с гениальными музыкантами. Когда-то Игорь приехал в Питер из
Киева. Завтра он уже в Москве. Когда он поет песню про дождь, поднимаются
огоньки.
На прощанье Антоний
признаётся, что у него, оказывается, есть рубашка «акапулько». Он почему-то
хихикает. А вот и наш Игорь.
– Ну, пойдём, бедолаги,– говорит он.
(С) Dee Kourtsman 2003