CD "РОДОМ ИЗ ИРЛАНДИИ"

Сопроводительная статья к компакт-диску, автор - Елена Савицкая. Публикуется с разрешения автора.


1 Pодом из Ирландии (The Dartz на стихи У.Б. Йейтса), Dartz
2 Кувшин пивца (народная ирландская "Jug of Punch" в переводе И. Воронова), Puck and Piper
3 Tommy Peoples/ The man who shot the windmill (народные), Slua Si
4 Ev Sistr (народная бретонская), Mervent
5 Farewell Nancy (народная ирландская), Telenn Gwad
6 Бал у Лоннигана (народная ирландская "Lonnigan's ball" в переводе И. Воронова), Puck and Piper
7 Kesh/Swallowtail (народные), Reelroad
8 Galway Races (народная ирландская), Foggy Dew
9 Owner of nothing (М. Смирнов), Art Ceilidh
10 The blind harper of Lochmaben (народная шотландская), Mervent
11 Холодные камни (народная ирландская "Caide sin do'n te sin", русский текст The Dartz), Dartz
12 Сome and join the british army (народная ирландская), Slua Si
13 Каменистая дорога (народная ирландская "Rocky road to Dublin" в переводе И. Воронова), Puck and Piper
14 Rare Old Mountain Dew (народная ирландская), Foggy Dew
15 Венгерская (народная), Reelroad
16 Little summer girl (Е. Карасев), Telenn Gwad
17 Кунла (народная ирландская "Cunnla", русский текст The Dartz), Dartz
18 Все отдам я за грог (народная ирландская "All for me grog" в переводе И. Воронова), Puck and Piper

Ирландцы верят, что там, в холмах, время течет по-другому. Ирландцы верят в подземный «волшебный народ», с которым нужно жить в мире и всячески его почитать. Среди современных ирландцев еще остались потомки кельтов (расселявшихся в античности также на территории Южной и Западной Германии, Уэльса, Бретани, Шотландии, Галисии, Астурии, на севере Италии), сохранившие древние верования. Сейчас культурные традиции кельтов распространяются и поддерживаются не только на исторической родине, но и во многих других странах. Тысячи людей по всему миру, очарованные этой культурой, изучают древний язык и кельтскую мифологию, исполняют кельтскую музыку, учатся ирландским танцам, отмечают национальные праздники - День Святого Патрика (17 марта), Самайн (кельтский Новый год, ночь с 31 октября на 1 ноября) и др., украшают свою одежду знаменитым кельтским орнаментом. Не обошло это увлечение и Россию, породив такое интересное явление, как российская кельтская музыка. И совершенно неслучайно говорят о близости «загадочных» ирландской и русской души - между нами, действительно, много общего…

Первую волну интереса к ирландской музыке, поднявшуюся в мире на рубеже 60-70-х мы, как водится, пропустили. Зато Россия прекрасно вписалась во вторую, ныне с успехом участвуя в общемировом процессе. Все началось году в 93-м, примерно в одно время в Москве и Питере. Во многом увлечение «кельтикой» инициировала великая русская группа «Аквариум», которая в своих исканиях, как известно, не обходила вниманием народную музыку разных стран. Свою привлекательную роль сыграли и красочные парады, которые ирландская компания «Aer Rianta» (та, что держит по всему миру duty free) стала устраивать в Москве на день Святого Патрика. Кто-то шел к «кельтике» через музыку ренессанса и барокко, кто-то - от кантри, корни которого лежат в ирландской и шотландской музыке, кто-то - через Толкиена. Кому-то в руки попадали тогда еще бывшие у нас редкостью кассеты с записями The Clancy Brothers, The Сlannad, The Dubliners, арфиста и вокалиста Алана Стивелла (Alan Stivell)... Услышанное оставляло неизгладимый след, и люди начинали «снимать» мелодии и аранжировки, учиться играть на национальных инструментах, ездить за границу в поисках нот и кассет.

В Москве первой кельтской группой заслуженно считается Puck & Piper, в Питере - «Зеленые рукава». Из обеих групп-содружеств, начавших с исполнения кельтской музыки в ее максимально приближенном к ортодоксальному варианте, впоследствии выросла куча составов, их идеи подхватывались, а «отцы-основатели», инспирировав очередную волну интереса, поворачивали к новым экспериментам.

Развитие кельтского движения в России шло по нарастающей. Сначала «русские ирландцы» выступали в открывшихся в Москве в середине 90-х пабах, затем оттуда перетекли в клубы, а затем и в «святая святых» московской художественно-интеллектуальной элиты - Центральный Дом Художника. Интересно, что аудитория поклонников кельтской музыки всегда была очень пестрой, это движение отнюдь не носило «кланового» характера - на концертах можно было увидеть и толкиенистов с мечами, и рокабиллов, и скинхэдов, и байкеров, и студентов МГУ. Продвижению «кельтской идеи» способствовала деятельность Русского Кельтского Общества, Московского Каледонского Клуба, Посольства Ирландии в России, а также музыкантов-энтузиастов (в частности, группы Si Mhor и, позже, созданного скрипачом и вокалистом Игорем Бурмистровым и его коллегами продюсерского центра "Триоль"), организовывавших фестивали, из которых особенно запомнился Второй Московский фестиваль кельтской музыки (1999), продлившийся целых шесть дней. Появлялись все новые интересные группы, демонстрировавшие самый разный подход к ирландской музыке - от ортодоксального до «прогрессивно»-экспериментаторского, исполнявшие кельтские напевы как в практически традиционном виде, так и в соединении с элементами джаза, рока, электронного авангарда, фольклором других стран…

Сейчас кельтская музыка в России уже не является чем-то экзотичным, к ней имеется большой коммерческий интерес. В столичных клубах регулярно проводятся кельтские вечеринки, открыто несколько танцевальных школ. Но, к сожалению, движению не хватает организованности, информационной и материальной поддержки. Энтузиасты видят выход во взаимодействии и взаимообогащении различных «ветвей» российской кельтской школы, и, прежде всего, в выпуске сборников, один из которых мы вам и представляем. Надеемся, что, послушав его, вы тоже будете очарованы сочными ирландскими балладами и зажигательными наигрышами, терпкими трелями фиддла и нежными переборами кельтской арфы, самой неповторимой атмосферой Ирландии, что так близка русской душе. Ниже вы найдете некоторые подробности о группах, чьи композиции вошли в нашу коллекцию.

Группа Telenn Gwad («Воздаяние арфы») создана в 1995 году гитаристом с академическим образованием, выпускником Гнесинки Олегом Бойко, композитором и флейтистом Павлом Маркеловым и контрабасистом Романом Томилиным (в 1999 году на его место пришел виолончелист Андрей Спиридонов). У Олега Бойко - очень широкий спектр интересов, которые он строго «раскладывает по полочкам»: заводной рок-н-ролл играет в небезызвестных «Маленьких помощниках мамы» (а до того были Shaking Crocodiles), старинную музыку - в «Солистах барокко», а увлечение «кельтикой» реализует в Telenn Gwad. Несмотря на название, никакой арфы в группе нет, а есть лютня, которую успешно освоил Олег. Группа исполняет авторские композиции Бойко - лиричные, вдохновенные, немного отрешенно-меланхоличные.

Puck & Piper («Пак и волынщик») - первый в России ансамбль, начавший исполнять кельтскую музыку. Он был основан в Москве в апреле 1993 года Тимуром Рафиевым (бас-гитара, волынка, вокал) и Максимом Шехтером (аккордеон). Состав Puck & Piper постоянством не отличался - за несколько лет в группе успели поиграть Юрий Андрейчук - вокал, Игорь Бурмистров - вокал, скрипка, Иван Воронов - вокал (Jailbreakers), Олег Бойко - гитара, вокал, Алексей Распопов - бас-гитара (Shacking Сrokodiles, Si Mhor, Art Ceilidh), Владимир Лазерсон - волынка, ирландская флейта, бойран (ирландский бубен), губная гармоника, а также многие другие музыканты. Поначалу группа исполняла авторские композиции в ирландском стиле, но с приходом Владимира Лазерсона, известного московского фольклорного музыканта (славного также своей огненно-рыжей «шотландской» шевелюрой и редким для России умением носить килт), и не менее известного вокалиста Ивана Воронова, фаната кельтской культуры, группа стала играть традиционную ирландскую музыку. Традиционную, но не совсем - тексты песен начали переводиться Вороновым на русский язык (с сохранением специфического ирландского юмора и крепких народных выражений), что придало Puck & Piper особое своеобразие и сделало эту группу еще ближе и понятней русскому слушателю. В июне 2001 года Иван покинул Puck & Piper, чтобы организовать собственную группу Belfast. У основателя «Пака и Волынщика» Тимура тоже есть сольный проект, соединяющий электронную музыку с балканским фолком.

Вдохновленные городским фольклором Дублина и творчеством The Dubliners, организаторы The Dartz Игорь Старостин (соло-гитара, вокал) и Дмитрий «Dee» Курцман (мандолина, гитара, вокал) при помощи своих друзей-музыкантов записали в 1997 году первый альбом "Ирландские поминки" (с тех пор записано еще три). Музыку The Dartz играют совершенно "пабную" - это и баллады про бродяг и разбойников, припевы которых хорошо подхватывать хором, и разудалые джиги, и воинственные марши, и даже блюзы. Звучание очень украшает скрипка Анфисы Хотиной и флейта Владимира Козачка. На концертах группы всегда царит доброе пьяное веселье. Поют The Dartz тоже исключительно по-русски, причем тексты не переводят, а сочиняют сами, частенько - как и положено фолк-музыкантам - «спивая» про то, что видят в окружающей их действительности (поэтому не удивляйтесь, когда услышите у них про какую-нибудь Наталью или Ольгу). Одна из песен The Dartz (на стихи У.Б. Йетса) дала название нашему диску.

Молодая питерская группа Reelroad (образовалась в 1999 году) - типичный кейли-бэнд. Кейли (ceilidh) - народное гуляние, соревнования певцов и танцоров, кейли-бэнд - это когда собирается много-много народа и играет всем известные мелодии во всем известных последовательностях (сетах). Постоянные участники группы - аккордеонистка Нина Харакоз, исполнительница на тин висл (кельтская флейта) и блок-флейте Анастасия Карасева, контрабасист Павел Карпенков, флейтист Павел Мнев, гитарист и волыночник Алексей Белкин, перкуссионист Михаил Ромбиевский, число остальных музыкантов непостоянно и колеблется в районе пяти. Время от времени с Reelroad выступает также "специальный гость" - ирландец австралийского происхождения (или австралиец ирландского происхождения) Гриша (Greg Dolan), владеющий таинством игры на ульян пайп. В общем, сплошной сейшн, очень весело. Но при этом у Reelroad все тщательно аранжировано и с блеском исполнено. Весной 2001 группа записала свой первый альбом.

Art Ceilidh («Арт Кейли») - это проект 26-летнего композитора, продюсера, вокалиста, исполнителя на клавишных, аккордеоне и бойране Михаила Смирнова. Поход Art Ceilidh к национальным традициям далек от ортодоксальности: народные мелодии кельтских стран и России предстают в оригинальной аранжировке (с элементами рока, джаза, авангарда) и сочетаются с авторскими композициями. Знатоки определяют стиль группы как «прогрессив-фолк-рок». Михаил (сын известного гитариста Ивана Смирнова) очень требователен к исполнительской стороне дела: все сотрудничающие с ним музыканты - высокие профессионалы, работающие, как правило, еще в нескольких проектах (например, духовик Сергей Клевенский принимает участие в таких проектах, как "Альянс" Инны Желанной, Maler и Я, квартет Ивана Смирнова). В настоящее время музыканты AC работают над записью своего первого CD.

Slua Si («Слуа Ши», то есть «Воинство Сидов») сочетает в своей программе зажигательные танцы из разных регионов Ирландии, а также деревенские песни и городские баллады на английском и ирландском языках. За свое глубокое проникновение в суть ирландской музыки, умение приблизиться к традициям группа получила в среде журналистов прозвище "самой ирландской из всех русских и самой русской из всех ирландских групп". Именно в Slua Si впервые на российской сцене прозвучала кельтская арфа, которая была самостоятельно и очень успешно освоена Анастасией Паписовой. Кроме того, Настя стала первой, кто научился профессионально танцевать ирландские танцы (ее мастерство было высоко оценено самими ирландцами), а Slua Si - первыми, кто включил танцевальные номера в свои выступления. Текущий состав группы: Юрий Андрейчук - вокал, бойран, Алексей Бачурин - скрипка, Илья Девин - гитара, вокал, Анатолий Исаев - флейта, тин вистл, шотландская волынка, кости, вокал, Мастер О'Тулл - бойран, мандолина.

Московская группа Mervent (название, в переводе с бретонского, обозначает юго-восточный ветер) образовалась в августе 2000 года из музыкантов нескольких хорошо известных коллективов. Основой проекта стал дуэт скрипача и вокалиста Игоря Бурмистрова (Puck & Piper, Si Mhor, «Барышня и Хулиган» и др.) и арфистки Анастасии Паписовой (выступавшей до этого в составе "Воинства Сидов" и тех же Si Mhor). К группе также присоединились флейтист Владимир Череповский («Ветер Воды», «Карточный Домик»), гитарист Вадим Бедов («Белая сова») и перкуссионист Валерий Новгородов (Si Mhor и другие проекты). Стопроцентно акустический Mervent являет собой настоящий фолк-ансамбль. Репертуар группы складывается из мелодий и песен народов Европы, от Скандинавии и Ирландии до Балкан, Западной Украины и Армении, а также авторских произведений. Как говорят сами музыканты Mervent, они не занимаются реконструкцией, а играют современную фолк-музыку. В конце июля 2001 года арфистка группы Анастасия Паписова выступала с сольными концертами в Ирландии, имевшими большой резонанс в местной прессе.

Группа Foggy Dew основана в 1998 году в Ростове-на-Дону Александром Джашаловым. Экспериментирует с кельтской музыкой в стиле "irish drinking song". Критики отмечают очень артистичное поведение группы на сцене (каждая композиция сопровождается своеобразной пантомимой). Состав: Александр Джалашов - 5-струнное банджо, вокал, Ирина Толкачева - скрипка, Андрей Задерин - тенор-банджо, Игорь Тулинцев - гитара, Григорий Половинка - аккордеон. Подготовила Елена Савицкая Автор благодарит Игоря Бурмистрова (группа Mervent, продюсерский центр «Триоль») за неоценимую помощь в подготовке публикации