First Irish Workshop in Prague
First Irish Workshop in Prague – немалыми от удивления глазами The Dartz. Правдоподобный отчет с получительными картинками
Прага |
-
Часть 1 - Лирическое вступление
Часть 2 - Прага ( “There” - “Прогулки на свежем воздухе” - “Чешский аналог Дартз” - “Игра в Винни-Пухов”)
Часть 3 - Workshop (“Не хочу на workshop” - “Workshop’n’Session” - “Back Again”)
Часть 4 Получительные картинки
Часть 1: Лирическое вступление (выражает только мнение писавшего эти строчки, можно совсем не читать)
История началась, кажется, в апреле 2001 года, когда на сайте чешской группы “Ассонанс”, на чистейшем чешском языке, Анфисой было найдено объявление, гласившее, что в конце июня в Праге состоится настоящий Irish Workshop, то есть “Ирландская мастерская”. Учителями или мастерами были объявлены ирландцы и немцы, стоимость предприятия была минимальной. Неожиданным образом, в среде Дартсов, обычно весьма неоднородной и разнонаправленной, возникла мысль о посещении “ирландской мастерской”, с целью благоприобретения дополнительных познаний в ирландской музыке.
Сперва эта идея затронула не всех, я, признаться, довольно долгое время думал, что мои друзья, ведущие оживленную переписку по этой теме, просто таким образом развлекаются, рисуя в сознании, утомленном долгой зимой, разные красивые картинки, иностранные города, звон крон в маленьких барах на набережной или на кривой средневековой улочке, оснащенной тем не менее Интернет-кафе и вымощенной аккуратной плиткой “под камень”. Одним словом, мало ли что пишут люди, когда мечтают! Однако, постепенно, я тоже втянулся в эту игру (объясняя себе это тем, что надо же поддержать идею, которая объединяет группу), и даже предпринял кое-какие шаги в этом направлении. По мере того, как сроки начала “мастерской” приближались, я начал ощущать какое-то смутное беспокойство, которое довольно быстро оформилось в понимание того, что говорить о поездке - легко и приятно, а вот делать что-то… Однако игра “едем в Прагу” уже пустила корни внутри меня и заставила действительно начать что-то делать. До начала workshopa оставалось дней 14, что ли, а у нас не было еще ни билетов, ни виз, ни малейшего представления, где мы будем жить в Праге и много чего еще, зато стало точно известно, что Димка, Юля и Слон не поедут, у сих достойных людей что-то не сложилось, к сожалению.
Но мы почти все успели сделать за эти дни. Даже паспорт на Анфисину скрипку. Не успели сделать только паспорт на смычок для скрипки. Скольких нервов нам потом это стоило… Если бы знать заранее, лучше бы мы заплатили лишние деньги за срочный паспорт для смычка, но откуда ж нам было знать!
Итак, лирическая часть подходит к концу, далее последует отчет.
Часть 2: Прага
25 июня 2001 года, понедельник
Мы явились в Пулково-2 минут за сорок до вылета самолета, нарушив все данные нам рекомендации, успели пройти регистрацию, поскандалить с таможней, в лице матерой искусствоведши в погонах, которая почему-то с надеждой спросила у меня “но ведь Ваша скрипка стоит больше тысячи долларов?”, хотя в паспорте была указана точная сумма. Я сказал, что меньше, тогда мы были названы “детским садом” и нас попросили предъявить паспорт на смычок. Такового не оказалось. Смычок, было заявлено, вывозу не подлежит. Смычок мы отдали тем, кто нас провожал, и уже думали, что легко отделались, но не тут-то было. Локальная победа опьянила таможенницу, и она захотела попить еще нашей кровушки, а мы, растяпы, были деморализованы. Пухлый палец уперся в строчку “вывоз инструмента постоянный или временный (нужное подчеркнуть)”. Оказалось, что добрый дядя эксперт подчеркнул нам постоянный вывоз – то есть, типа, мы едем загонять скрипку и наживаться, а Россия лишается очередной культурной ценности. “В связи с постоянным вывозом скрипки”, заявила искусствовед в погонах, “я сейчас же заберу у Вас паспорт на скрипку!” И забрала. Да, мы еще спорили, мы возражали ей, но битва была уже проиграна. А до вылета оставались какие-то минуты, и мы бежали, оставив паспорт на растерзание искусствоведше, и слышали, как она рвет его острыми когтями и кривыми стальными зубами, и яростно топчет клочки паспорта, злясь, что хитрые туристы обманули ее и увозят бедненькую скрипочку на растерзание мрачным ужасным чехам. Мы вскочили в автобус, примчались к аэроплану, который уже нетерпеливо покачивал крылышками, плюхнулись на кресла, взлетели и через два часа перед окошком проплыл большой красивый город, в котором все крыши были красного цвета.
- Прага! - закричали пассажиры и захлопали в ладоши.
- Да, это я, - сказала Матушка Прага. – Здравствуйте, детишки. – И она раскрыла свои объятия и приняла в них аэроплан с пассажирами, пилотами и стюардессами.
Через полчаса после мягкой посадки мы вышли из аэропорта, сели в такси и прибыли в отель, удивляясь доброте таксиста, взявшего с нас всего 600 крон. В отеле нам не удивились, а напротив того дали ключи от комнат. Разложив вещи, мы побежали в город, добежали до подножия холма, на котором высится Пражский Град, и там, на Нерудовой улице вошли прямиком в кафе “У Бонапарта”. Где и провели остаток вечера, в компании Наполеона и его служанки-официантки, приносившей нам пиво.
Когда мы решили, что Наполеон нам уже не компания, мы вышли на улицу. Пройдя несколько шагов по направлению к трамвайной остановке, мы увидели на противоположной стороне улицы дом тремя скрипками над входом, и решили, что это добрый знак. Направляясь из автобуса к отелю, я вдыхал чудесный воздух, даже опьянялся им, как будто далеко за городом, а не в получасе езды от центра миллионного города.
Дом с тремя скрипками
26 июня 2001 года, вторник
Проснулись, позавтракали в restaurace и направились в город. Вагоны метро показались очень знакомыми, особенно табличка “Мытищинский завод”, хотя само метро совсем другое. Вместо турникетов стоят простые столбики, на некоторых из них висит желтый ящичек, никакого контроля.
Система оплаты проезда в Праге сильно отличается от нашей, я очень долго, часа полтора, не мог понять, в чем же она заключается. А дело вот в чем: jizdenka, то есть билет, ограничивает время поездки в любом общественном транспорте - автобусе, метро, пригородном поезде, трамвае. Есть йизденки на 15 минут, 1 час, 24 часа, трое суток. Количество пересадок с одного вида транспорта на другой не играет никакой роли. Входя в транспорт первый раз, вы вставляете йизденку в прорезь желтого ящичка, и он пробивает вам на билете текущее время. Если у вас часовая йизденка за 12 крон (а по выходным она действует полтора часа), то в течение этого часа вы можете ездить на любом виде транспорта. По прошествии часа йизденка теряет магическую силу. И по Чехии ходят страшные легенды, что если вас застанут в автобусе контролеры, а йизденки при вас нет, или есть, но она уже утратила магическую силу и не может их отпугнуть, то вас оштрафуют на 400 крон, то есть на 10,5 доллара. Мы слышали эти легенды, но за неделю не встретили ни одного контролера, поэтому нам осталось неизвестно, какие они, эти контролеры. Впрочем, мы этому не огорчились. Итак, паны (и пани, в первую очередь) вышли на поверхность на станции Mustek и первым делом заблудились. Карта-кормилица пана Игоря утверждала, что первый по плану музыкальный магазин находится в минуте-другой от метро, но паны не смогли найти нужную улицу, и пошли по другой. Улица была пешеходной, (в Праге таких великое множество, по некоторым автомобиль просто не проедет из-за узости проезжей части, а некоторые специально устроены пешеходными, наподобие Арбата), разглядывая великое множество магазинов, реклам, афиш, помещавшихся на ней. Пан Игорь обнаружил афишу о начале в 5 часов вечера, в церкви св. Мартина, концерта классической музыки с участием органа. Посещение концерта было одобрено и вставлено в план на сегодня.
Пройдя квартал, они обнаружили, что находятся не там, где предполагали, и развернулись назад. Тут к пани Ане и пану Вовану (пан Игорь куда-то отлучился на минутку) подошли англоязычные туристы и, показывая карту Праги, разваливавшуюся на четвертинки, попросили им сказать, как выйти к реке. Пан Вован ткнул рукой, и, как он выяснил уже дома, анализируя карту, правильно. При этом на словах он объяснил, что сам тоже заблудился, но англоязычные туристы сказали что-то вроде “Нет проблем, это не важно”, все вместе посмеялись над ситуацией и разошлись.
Магазин вскоре был найден, но оказалось, что там продаются только компакт-диски. Второй магазин на этой улице был таким же, как и первый, и пани и паны довольно бодро пошли к следующему, располагавшемуся на улице Naprstkova (Наперстковая?). Улица эта очень старинная, маленькая, кривая и короткая. Магазин тоже оказался маленьким, впрочем, я не видел в Праге больших музыкальных магазинов, если не считать то, что многие из них занимают два этажа, вытянуты в высоту, так сказать. Но зато этот магазин был под завязку набит музыкальными инструментами. Начать с того, что под потолком, так, чтобы было видно, что это для украшения, а не на продажу, висело множество старинных и диковиннейших инструментов (эту же картину я наблюдал и после, почти во всех музыкальных магазинах). Потемневшие, даже почерневшие мандолины совершенно разных пропорций, но почти все итальянские – с полукруглым дном, гитары цыганского вида и испанского, маленькие гитары с 8 струнами, старинные трубы, ударная установка века XVIII, не позже, ситар – чего только не висит под потолком в этих лавочках!
Инструменты на продажу тоже были представлены в немалом количестве, скрипок висело штук 30, тоже от старых, потемневших, до новеньких. Анфиса стала выбирать смычок, Игорь смотрел гитары, я нашел флейты, и стал изучать, на каких же предпочитают играть чехи. Довольно быстро выяснилось, что чехи предпочитают блок-флейты и деревянные поперечные флейты разного размера, при виде которых сразу почему-то вспоминались 2 вещи: музыка Моцарта и немецкий король Фридрих, который, как известно из истории, любил играть на флейте. Почему-то мне стало ясно, что он играл именно на такой флейте. На вопрос о наличии ирландских вистлов, продавец сказал с сочувствием, что он не думает, что в Праге где-либо можно купить такую вещь, разве что случайно. Смычки Анфису не порадовали, мы ничего не купили и пошли дальше.
Пройдя мимо весьма длинного монастыря Klementinum по улице Семинарии, мы вышли на Широкую улицу, за которой начинался когда-то Еврейский город, но мы не пошли в этот раз на него смотреть, мы сделали это в последний день, а свернули на набережную Влтавы и по ней прошли до следующего магазина. Правда, чтобы найти его, мы изрядно поплутали, но, в конце концов, нашли. Там был чудный маленький дворик в венецианском стиле, и в углу – малюсенький магазинчик. Улица, на которой он расположен, называется Dlouha, то есть длинная. Возможно, что по меркам средневекового города она таковой и является. Впрочем, важно то, что в этом магазинчике мы купили, наконец, смычок и отправились в рядом расположенное кафе Mercur, где, по сведениям, полученным из Интернета, этим вечером должна была быть “ирска (ирландская) сессия”. К сожалению, на эту сессию мы не попали. Мы сходили зато на концерт классической музыки, с органом, скрипками, виолончелью и вокалисткой. Понятно, что это блюдо готовилось специально для туристов, но смотреть и слушать было очень приятно. Музыканты были лишены совсем той чопорности, которая, на мой взгляд, присуща российскому исполнению классики. Хорошо, когда музыку уважают, но хорошо также, когда из нее не делают культа. Эти ребята так и поступали, они переглядывались, улыбались друг другу и играли произведения Баха и Генделя, так, как будто хотели сказать зрителям: “А вот послушайте, что вчера сочинил мой сосед Иоганн после обеда!”. При этом, насколько я мог судить, классичность этой музыки ничуть не страдала и не была никем и ничем ущемлена. А потом мы решили, что неплохо бы вкусить пищи не только духовной, и пан Игорь, улыбаясь несколько загадочно, повел нас в свой любимый ресторан Праги “Novomestsky pivovar”, Vodichkova 20, где подают чудесное темное пиво, а тарелка с едой больше похожа на крышку люка, и размерами и тяжестью. Так этот день для нас и закончился. На сессию мы не пошли, и только пообещали друг другу, что выберемся на какой-нибудь концерт завтра.
В этом чудном дворике был запрятан музыкальный магазин
27 июня 2001 года, среда
Совет вождей(обоих полов) решил, что сегодня мы осмотрим Пражский Град, как известно, это самый большой крепостной ансамбль в мире, Карлов Мост, (можно только пешеходам, никаких автомобилей!), и вечером посетим концерт группы Fiannan в Salmovska literarni kavarna (литературное кафе на Салмовской улице). Мы проделали уже почти привычный путь до станции метро Andel и пошли на север, к Пражскому Граду, в Градчаны(Hradcany) через Малу Страну(Mala Strana). Тут же мы встретили еще один музыкальный магазин, зашли… и я поймал там единственный вистл, наверное, во всей Праге! Кларк, алюминиевый, за 120 крон(3 доллара), в До. Это было здорово приятно, и мы двинулись дальше, но вскоре жара загнала нас к реке, в кафе, расположенное на набережной. Пани Аня ела десерт, паны пили пиво. По реке вниз прошел колесный теплоход. Мы вышли из кафе, решив продолжить путь, не отклоняясь далеко от набережной, немного прошли и оказались в окрестностях Карлова моста, так называемой Пражской Венеции. Дома уходили прямо в воду, где-то крутилось водяное колесо, наверное, и хоббиты, если они водятся в Праге (а я считаю, что такое вполне возможно), были где-то недалеко… через Малостранскую площадь мы вышли к большому холму с крутым подъемом, зашли в бистро, чтобы чуть-чуть отойти от жары и набраться сил перед подъемом, прошли по Нерудовой улице, и полезли на холм. Как всегда и бывает, картина, открывшаяся с холма, была настолько красива, что у меня захватило дух, тут же были забыты усталость в ногах и жара.
Пан Вован | Колесный! | Нерудова улица |
Только поднялись... |
Говорят, что раньше Прага состояла из нескольких независимых городов, трех, как минимум. Был город там, где Stare mesto, с городскими стенами и самоуправлением, был город на Mala Strana, с королевским замком, в котором обычно жил какой-нибудь король, тоже за стенами и с самоуправлением, был Еврейский город, тоже обнесенный стенами и со своими порядками и управлением. Пражский град мы обошли довольно быстро, чем-то он напомнил даже Петропавловскую крепость, только вот костел св. Вита сильно отличается от церкви в Петропавловке. Спустившись с холма, по Мостецкой улице мы вышли к Карлову Мосту, и, (обычный ритуал для проходящих по мосту) покрепче схватившись за кошельки, заломив береты и выставив рукояти кинжалов так, чтобы их было видно, пересекли Влтаву. Вскоре мы оказались на площади, где стоит костел, понравившийся мне больше всех – Chram Matki Bozi pred Tynem. Оттуда мы двинулись в литературное кафе и почти не опоздали.
Ну вот, первая чешская группа, которую мы видим перед собой, играющая кельтскую музыку. Кафе было небольшим и заполненным почти полностью. Но нам нашли три места, недалеко от сцены, зато далеко от стойки бара. По счастью, у бармена были хорошие глаза, и он заметил наши судорожные движения пальцами, которые мы совершали, чтобы привлечь его внимание.
Нам принесли пива. На сцене пожиловатый дядечка в сандалиях на босу ногу, с седоватой бородкой и гитарой что-то долго говорил в зал, улыбался, потом на сцену вышли остальные музыканты: банджист с лицом доброго Вельзевула, перкуссионистка, флейтист, боранист и скрипачка с распущенными волосами и в длинном зеленом платье. Концерт начался, они сыграли вступление, потом грянули голосами… оказалось, что они в некотором смысле наши коллеги: музыка ирландская, а поют в основном по-чешски. Конечно, не все, некоторые вещи были исполнены на языке оригинала, в том числе они пели Try Yann “Dans le prison de Nantes” и еще что-то, что именно, я забыл, эти песни пела скрипачка, выходя к краю сцены. Несколько шуточных ирландских песен типа наших частушек исполнили флейтист с перкуссионисткой, пару вещей пела соло перкуссионистка, у нее оказался такой, слегка “индийский” голос, но к вещам, которые она выбрала, он очень подходил. Дядечка, который был с гитарой и главный, явно предпочитал этакие ирландские “кричалки” типа “Whiskey in the Jar”. Но когда на припеве вступал хор из еще троих мужских голосов, это звучало действительно здорово. Еще они играли инструменталки, тоже хорошо, но в основном не джиги и рилы, а такие… романтические или героические мелодии. Мы слушали, подпевали знакомые вещи, хлопали под незнакомые, пили пиво и глинтвейн, одним словом, все было просто здорово.
Chram Matki Bozi pred Tynem
28 июня 2001 года, четверг
Четвертый день в Праге оказался уникальным. По крайней мере, у меня такого дня в жизни не было (и я надеюсь, что больше не будет). Ничего страшного, просто мы проспали на завтрак и приняли неплохое, как нам показалось, решение – найти ближайший ресторанчик и там устроить себе завтрако-ланч-обед. Ресторанчик мы нашли очень быстро, нехитрое название “Na Farkane”, а Фаркан – это то ли остановка так называется, то ли улица, не знаю, в общем. Факт в том, что еда там оказалась очень вкусная, пиво тоже, десерты тоже, цены вполне приемлемые…. Часа через два с половиной из ресторана вышли трое людей, на лицах которых ясно читалось всего одно желание, зато огромной силы: “В постель и немедленно”. Времени было около половины третьего дня. Слава Богу, отель был недалеко. Трио добралось до нумеров и юркнуло в свои норки. Около семи мы проснулись второй раз.
С трудом, но мы вспомнили, что сегодня в айриш пабе ожидается айриш сессия, и поехали в город. Почему-то пан Вован нервничал и поторапливал всех, так как думал, что трио опаздывает, а оказалось, что мы пришли раньше на 40 минут. Мы, не огорчившись, пошли гулять, ибо находились в очень красивом районе, совершенно средневекового вида. Когда же мы снова зашли в паб, там уже ходило несколько ребят с гитарами и прочими атрибутами, впрочем, видно было, что никто никуда не спешит. Музыканты заняли угловой столик, бармен в черной рубашке и с бритой головой принес им пива, они начали настраиваться, чередуя настройку и пиво. Внезапно, один из них, волосатый и симпатичный малый, подошел к нам, а мы сидели за небольшим столиком недалеко от них, и спросил по-английски Анфису, не она ли писала ему недавно, спрашивая о концертах в Праге. Совершенно это было неожиданно, и приятно! Мы разговорились, то есть говорила в основном Анфиса, Игорь понимающе качал головой, потягивая дабл-джин-тоник, а мое участие в беседе ограничилось тем, что сняв с себя патриковскую футболку, я развернул ее наоборот и похвастался количеством ирландских групп в Питере. “So many groups…” уважительно произнес наш новый знакомый и продолжил разговор с Анфисой. Поинтересовался, будем ли мы на workshope, мы сказали, что да, он сказал, что тоже собирается туда прийти, правда не заниматься, а просто так, пообщаться. Вскоре он откланялся, подошел к своим и сессия началась. Играли они хорошо, состав был разнообразный, две гитары, бузуки, бойран, мандолина, флейта, скрипка, был даже парнишка с аккордеоном. Время от времени приходили еще музыканты, здоровались со всеми, подсаживались к кругу и подхватывали мелодии.
Пришли двое, парень и девушка. Девушка подошла к музыкантам, о чем-то с ними поболтала и села недалеко от нас. Я спросил у нее, знает ли она этих ребят, откуда они, она ответила, что да, знает, все из Праги, кроме того, кто играет на бузуки. Но он тоже чех, просто не пражанин. Эта парочка оказалась танцорами. И если парень танцевал немного неуверенно, то девушка, когда разошлась, привлекла всеобщее внимание, хотя и видно сперва было, что она тоже немного смущается. Они танцевали степ – классно! Такого у нас я еще не видел. Под быстрый hornpipe девушка умудрялась отстучать каблуками каждую восьмушку. Парень тоже танцевал, но у него получалось почти бесшумно, наверное, он боялся ошибиться… А может, он не хотел загораживать подругу, не знаю… В общем, они очень украсили собой этот вечер. Мне очень понравилось, как они танцуют. Красиво и гибко как-то, с душой.
Мы посидели где-то до одиннадцати и откланялись. По дороге мы тщетно пытались найти хоть одну станцию метро. Нас вообще часто подводила привычка мерить Прагу своей, питерской, пешеходной меркой. Но в этот вечер был апогей ошибок. Мы смотрим на карту, видим, что станция метро за углом, доходим, смотрим на карту – ба! Оказывается, мы уже давно прошли ту станцию, на которой хотели сесть и уже приближаемся к следующей. Попасть в метро удалось только с третьей попытки. Впрочем, прогулка того стоила, так как Прага ночью – это то зрелище, которое стоит посмотреть! Гуляли толпы народа, туристов и чехов, все улицы были залиты огнем, везде раскрывали уютные пасти рестораны, “ночные бабочки” охотились в одиночку и парами, а на некоторых местах выстраивались чуть ли не очередями… Атмосфера, которая бывает у нас разве что в Новый Год, когда все идут ночью гулять, ну еще в разгар белых ночей бывает у нас что-то похожее. А там это постоянно.
Ночью в Праге
Часть 3: WorkShop
29 июня 2001 года, пятница
Внезапно для самого себя понял я наутро. “Так хорошо гуляли, пиво пили, а теперь иди, учись, никаких тебе развлечений” - такими словами приветствовал меня внутренний голос. Пришлось его, то есть меня же, всячески увещевать, напоминая, какая была вообще цель поездки и в том же духе.
Мы еще погуляли по Праге, не помню правда, что именно мы делали, по-моему, просто бесцельно слонялись, покупая сувенирчики, заходя в кафе, и снова покупая какие-то сувениры. Потом пан Игорь отправился домой, так как решил, что они с workshop’ом прекрасно обойдутся друг без друга, а мы поехали туда, где он должен был проходить, на Branik, на окраину.
Мы нашли эту маленькую школу искусств, что-то типа нашей художественной или музыкальной школы. Вошли и сразу увидели вчерашних знакомых, гитариста и бузукиста, поздоровались с ними, они показали нам на тощего черноволосого дядьку, стоящего за столом с бумагами. Это оказался пан Ян Раб, который все это организовал, мы урегулировали все вопросы с оплатой и проживанием, которое они хотели нам предоставить, но мы отказались, получили квиточек с печатью “Ассонанс” и отправились на занятия. Мою преподавательницу звали Фиона, она не поленилась приехать из Ирландии, где учит детей в музыкальной школе. И действительно, она оказалась похожа на школьную учительницу. Разброс же аудитории оказался большим. От трех 12-13-летних девочек до бородатого русского дяди. Впрочем, был еще один дядя, чех Отар, ростом под 2 метра, но не бородатый. Кроме того, была еще Марта из Праги, Люциа, похожая на цыганку, не из Праги и еще одна барышня, совсем не помню откуда, но похожая на шведку или немку.
Способ преподавания у Фионы оказался довольно простым и эффективным. После того, как мы все сыграли по ее просьбе по одной мелодии, чтобы она смогла понять, на каком мы уровне развития в смысле владения тин-вистлом, она стала разучивать с нами мелодии. Сперва показала простую джигу, и мы все довольно быстро ее разучили, проходя фразы одну за другой и проигрывая их то поодиночке, а то по двое-трое человек вместе . Сделали маленький перерыв, после которого взялись за вторую джигу. Эта была посложнее, и мы закончили первое занятие, дойдя только до середины мелодии.
Из комнаты, где занимались скрипачи еще неслись звуки скрипок. Я вышел на крыльцо, в тихий, мягкий и теплый вечер. Никого рядом не было, а на газончик, тянущийся вдоль стены школы вдруг выполз еж, подросткового телосложения. Естественно, я подошел его погладить, он не удивился и не испугался, просто подождал, пока я закончу, и забыл о моем существовании, а может, углубился в решение каких-то ежиных проблем.
Скрипачи все-таки закончили свои упражнения, и мы с Анфисой поехали домой, то есть в гостиницу. Правда, вечер еще не закончился, и не закончились приключения. Когда мы ехали на автобусе к метро нам позвонил пан Игорь, и попросил купить и принести в отель какой-нибудь еды. В отеле вечером, действительно, кроме “Bounty” или какого-нибудь “Mars”, ничего нельзя купить. Мы пообещали ему что принесем какой-нибудь еды. Но, приехав на Andel, мы огляделись и поняли, что еду купить просто негде. Обычно магазины в Праге закрываются очень рано, по нашим меркам, часов этак в 6. Продовольственный, работающий круглосуточно, тоже редкая птица даже в центра города, не говоря уж о нашем районе. Короче, мы проходили мимо какого-то ночного бара и решили – купим пару пицц, вот и наедимся. Мы-то тоже проголодались, занимаясь. Покупка пицц заняла около получаса. Во-первых, бармен, хотя и оказался симпатичным и дружелюбным, но он не понимал по-английски, а мы не понимали по-немецки. Пока мы сумели объяснить ему, чего мы хотим, а мы хотели, чтоб он приготовил нам пиццу “на вынос”, пока он разогревал эти пиццы, резал и укладывал на тарелки, засовывал тарелки с пиццей в коробки, мы успели попить еще пива и полюбоваться на интерьер бара, который был довольно любопытен. Под потолком, на полках висели черные большие летучие мыши в разных позах. Спиртное было залито в перевернутые бутылки, емкостью литров так под десять, с краником и еще системой, измеряющей, сколько из бутылки было налито… В углу бара пировала какая-то русская компания, судя по мату, который иногда доносился через музыку. Когда, наконец, пицца была готова, мы расплатились(я предлагал занести на следующий день тарелки, но этот парень только улыбнулся, покачал головой, и показал на пальцах, что ему эти тарелки ну совершенно не дороги и нечего из-за них беспокоиться) и пошли на остановку. Автобус ушел из-под носа. Мы представляли, как плохо Игорю в отеле одному, голодному, забытому всеми друзьями, но сделать ничего не могли. Все ж таки через какое-то время мы добрались до своего номера, честно разделили и съели пиццу, запили ее пивом и повалились спать.
Гуляния разнообразные
30 июня 2001 года, суббота
Workshop начинался в 11 часов, мы с Анфисой решили немного поваляться в номере, отдохнуть, и в результате пришлось вызывать такси по телефону снизу, из Reception. Такси появилось вовремя, и мы почти не опоздали. Это был день напряженных занятий, по крайней мере для нас, флейтистов. После повторения полутора джиг, выученных вчера, мы доучили вторую джигу, потом 2 мазурки, потом рил, потом хорнпайп. Оказалось, что когда учишь мелодию в медленном темпе, не торопясь, прослушивая, как одну и ту же фразу играют по очереди все ученики, учитель, то запомнить мелодию не становится легче, а вот ее “характер” понимаешь как-то лучше. Возможно, положительную роль сыграло и то, что занимались мы в этот день шесть часов, с одним часовым перерывом. Фиона показывала нам разные хитрости, к которым прибегают игрецы на ирландской дуде, так, например, они часто пропускают ноты в мелодии, чтобы сделать вдох, но при этом они так искусно выбирают место, где сделать вынужденную паузу, что мелодия начинает звучать совсем по-другому, и это еще самая невинная их шалость. Урок закончился, мы попрощался с Фионой, вышли на улицу. Вскоре Анфиса тоже освободилась и мы приступили к реализации плана “Последний вечер в Праге”.
Мы встретились в центре с Игорем и посетили снова “Novomestsky pivovar”, где Игорь вельми озадачил всех официантов и барменов просьбой нацедить ему пять литров чудесного тамошнего пива в свою, Игоря, посуду (двух- и полуторалитровые бутылки из-под минеральной воды). Его попросили привести в Петербург этого пива, хотя, конечно, он не стал объяснять этого бармену. Потом мы еще немного побродили, зашли в какое-то кафе, где еще ни разу не были и устроили себе прощальный ужин – скромненько, но со вкусом.
После этого у нас по плану было посещение ирл.сессии в пабе “Scarlett O’Hara”. Сессия была организована неутомимым Яном Рабом, организатором всего этого workshop’а. Мы добрались до бара, перейдя еще раз через Карлов мост. Там я в первый раз увидел пражских уличных музыкантов, но не скажу, чтобы это зрелище мне понравилось. Они стояли, каждый с небольшим усилителем, играла “минусовка” и они меланхолично под нее играли что-то классическое. Я уже слышал, что в Праге власти неодобрительно относятся к игранию на улице, и это зрелище служило тому подтверждением. Видимо, эти несчастные, играющие совершенно холодно какие-то классические произведения были единственными, кому дозволялось играть на улицах Праги.
Ну ладно, хватит о грустном,
мы уже в баре, посередине бара – сдвинутые столы, за ними – человек двадцать музыкантов играют что-то весьма быстрое и ирландское. Мы протиснулись к свободному столу, уселись и начали получать удовольствие. Естественно, мы были не одни такие умные. У стойки бара сидел пожилой мужик в линялой майке и шортах. После каждого удачно сыгранного сета он раскатисто кричал на весь зал :“Хэй!” И громко хлопал. Я думал сперва – пан из соседнего дома перебрал немного и оттягивается, ан нет, оказалось – норвег, из компании норвежцев, сидевшей за соседним столиком. Больше всего они были похожи на крестьян, эти ребята. Пожиловатая тетушка с простым и пьяненьким лицом подсела к нам и стала жаловаться Анфисе, что норвегу в Чехии трудно – не понимает никто его английского языка. Потом она попыталась привязаться к Игорю, но Игорь как раз тоже плохо понимает по-английски, поэтому контакта не произошло, тогда тетушка попробовала излить свою печаль мне, но у меня было хорошее настроение, и контакта тоже не получилось. В общем, мы веселились. Я так понимаю, что мы попали на довольно редкое зрелище – такая сессия, чтобы музыканты занимали бОльшую часть зала, бывает редко, скорее всего, хозяева бара разорились бы, если бы позволили музыкантам собираться у них в таком составе чаще, чем раз в год.
паб Scarlett O'Hara
1 июля 2001 года, воскресенье
Хо-хо, мы поднялись в 7.30, мы даже успели позавтракать в гостинице, мы сели в такси и поехали в аэропорт. Вез нас вчерашний пан, который вез нас с Анфисой на workshop, мы с ним договорились. В аэропорту, никуда не торопясь, мы прошли все необходимые процедуры и оказались в толпе соотечественников. Все, уф, кажется, рассказывать больше нечего, хотя нет, вру: закончилось приключение в Пулково, где Анфисина скрипка снова привлекла пристальное внимание доблестной российской таможни. Теперь Анфису попросили доказать, что ее скрипка стоит меньше 1000 долларов, а иначе необходимо платить таможенную пошлину. Удачно, но искусствовед-таможенница не уволилась за эту неделю. Увидев, что мы не такие злодеи, за которых она нас приняла, и добровольно возвращаем в Россию культурную ценность, увезенную неделю назад, она вернула нам паспорт на скрипку, не стала требовать никаких пошлин и… возможно, она даже захотела сказать нам что-нибудь приветливое, типа “Добро пожаловать в Россию”, но мы не стали дожидаться этого момента и ушли.
В начало
Часть 4
Примечание: картинки эти безусловно можно назвать "получительными", поскольку они получились.