ПИТЕРСКИЕ МУЗЫКАНТЫ - О ФОЛКE

Интервью, данное журналу "Музыка Петербурга". Оригинал находится на сайте журнала по адресу http://spbmusic.chat.ru/inter/i3.htm.


На этот раз для публикации в рубрике "Интервью" мы задавали шесть одинаковых вопросов фолк-музыкантам Петербурга. Судите сами, насколько схожи или различны мнения фолк-групп нашего города.

 

1. Зачем вы занимаетесь фолк-музыкой?


Reelroad
Отвечают А.Белкин и Н.Карасева.
- Очень веселый вопрос. Потому что нам это очень нравится. Народная музыка - естественна и многообразна, она живая и интересная, ее весело играть.

The Dartz
- Нам интересна и нравится такая музыка, вот и занимаемся. Все это зачаровывает, если окунуться в нее поглубже. Любая фолковая мелодия, будь то ирландская, балканская или русская, да и вообще любой практический вопрос, связанный с народной музыкой - это экскурс в историю народа, небольшой момент истины. Когда узнаешь, что ирландская мандолина получила свую плоскую форму из-за удобства держать ее в руках стоя и в нетрезвом виде (я сам неоднократно проверял это на практике!), или что бретонский ритм "джибоуджеп" придуман пастухами и изначально служил для отпугивания волков - как-то по-другому глядишь на своё занятие. С каким-то благоговением. Понимаешь, что все это чертовски важно. И хочется рассказать или показать это кому-то другому, чтобы он тоже ушел задумавшись.

Welladay
Отвечает В.Сухарев.
-Ни один другой музыкальный жанр не может мне дать тех эмоциональных переживаний, которые возникают, когда я играю фолк-музыку. Кроме того, это прекрасная возможность лучше разобраться в других музыкальных стилях.

Бестиарий
- Мы не занимаемся фолк-музыкой, мы просто играем то, что нам нравится.

Добраночь
Отвечает Д.Храмцов.
-Наверное потому, что нам это нравится и мы видим в фолк-музыке определенные перспективы...

An Gabhar Ban
- Это была первая музыка, с которой началось наше самостоятельное взрослое музыкальное творчество. С другой стороны, мы занимаемся далеко не только фолком, тем более кельтским. На данный момент это только один из проектов. Например, от нас ушел перкуссионист - именно по этой причине (см. п. 3).


2. Как вы оцениваете перспективы фолка?


Reelroad
- За свою многовековую историю - народная музыка одним своим существованием сейчас - доказывает, что шансов у нее на дальнейшее существование - хоть отбавляй. Она будет становиться все лучше и лучше - это основное преимущество народной музыки, народные мелодии проверенны временем, за время своего существования все лишнее отпало. Чем дальше, тем больше будут люди увлекаться и интересоваться народной музыкой, такая тенденция прослеживается в Европе. Возрождение русской народной музыки - вот что нас ждет в ближайшее время.

The Dartz
- У кельтского фолка в его чистом виде в нашей стране нет абсолютно никаких перспектив - странно, если бы было иначе. Кельтская музыка и вообще кельтская культура заполнила ту пустоту, которая образовалась на месте национального самосознания. Теперь с ее помощью люди обратили внимание на то, что в их собственной стране тоже, оказывается, есть какая-то музыка, песни и танцы. Последний фестиваль в день Святого Патрика в "Спартаке", когда полторы тысячи человек пришли послушать "кельтику", и с восторгом плясали под русские народные песни - тому доказательство. Или другой маленький пример: после Йейтса я по-новому прочел Блока. Словом, таким вот обходным путем через Ирландию люди вернулись к себе домой. Что же до музыки, то, думаю, в ближайшие два-три года на нашей фолковой микросцене ничего принципиально не изменится. Кто играл фолк в чистом виде - так и будет его играть. Кто занимался синтезом разных музЫк - так синтезатором и останется. Появятся настоящие профессионалы и в том, и в другом направлениях. Хотя наш шоу-бизнес и располагает к халяве, российские и особенно питерские фолк-музыканты - немного не от мира сего, и тут все должно быть лучше и чище. Народ выучит все ирландские и бретонские танцы, кто возьмется за русские, а кто и поедет в Ирландию давать мастер-классы. Уже сейчас есть мнение, что в Питере родился новый вид ирландского танца. В остальном, публика станет поспокойнее и станет ходить на то, что нравится и действительно хорошо, а музыканты станут играть меньше и лучше.

Welladay
- У меня есть хорошая аналогия с русской литературой XIX века. Сейчас книжку Гоголя можно купить значительно дешевле книг "раскрученных" современных авторов. Несмотря на это, в современной литературе я не вижу писателей, сопоставимых по таланту с Тургеневым, Достоевским, Толстым, Гоголем. Более того, с моей точки зрения, нет имен, сравнимых с Одоевским, Бестужевым-Марлинским etc. Однако, всегда была, есть и будет очень устойчивая, хоть и очень небольшая читательская аудитория для классической литературы вне зависимости от моды, политических и социальных катаклизмов. Мне кажется, что перспективы фолк-музыки примерно такие же. Вряд ли она будет переживать взрывной рост популярности, однако, я не думаю, что количество слушателей и музыкантов, интересующихся этим направлением, уменьшится.

Бестиарий
- Фолк как манера исполнения никогда никуда не девалась и не денется, а то, что модно под тем же названием в определенный момент времени - оно всегда меняется. Нам интересны приемы исполнения и импровизации, а не точное соответствие какому-то эталону.

Добраночь
- 4 и 5 мая мы играли во Владимире. На афишах было написано: "Русская и балканская народная музыка", что народ, в общем-то, не привлекло. Но когда вечером после концерта мы вышли играть на улицу (это нам не в новинку - все пятеро - уличные музыканты со стажем), собралась огромная толпа, люди танцевали и оттягивались по полной программе. Мораль: народ народную музыку любит (извините за каламбур), надо только разрушить стереотип, созданный выпускниками муз. училищ и институтов Культуры, чье творчество имеет, в общем-то, мало отношения к реальной фольклорной традиции. Конечно, на стадионы с такой музыкой и составом инструментов, как у нас, рассчитывать не приходится, но я верю, что свою публику мы найдем.

An Gabhar Ban
- No Fun. Пускай другие чавой-то расскажут, а мы помолчим.


3. Из каких источников вы берете материал?


Reelroad
- Источники самые разные - ноты, новые мелодии показывают друзья -музыканты; путешествуя, тоже узнаем новые мелодии. Слушаем записи иностранных групп.

The Dartz
- Ноты, интернет, кассеты и просто абстрактные "ля-ля-ля", приносимые на репетиции музыкантами. Анфисе (она играет на скрипке) привычнее принести ноты, бухнуть их перед тобой и сказать: "Вот, классная мелодия; давай сыграем ?" Иногда, когда знаешь название понравившейся тебе вещи, находишь ноты в Интернете. Иногда просто "снимаешь в ноль" с кассеты, порою даже не знаешь, что это такое, но чувствуешь, что оно "прёт". Со словами труднее всего - их не всегда можно найти, приходится снимать на слух - а не все знаменитые музыканты имеют хорошую дикцию. Порою понимаешь, что сочинил что-то неотличимое от народного, и если показать это какому-нибудь ирландскому скрипачу, лет через двадцать оно войдет в сборник типа "My Favourite Beginner Tunes". Обогатили культуру дружественной страны, называется. Насколько я помню, мы никогда не останавливались перед смешением различных мелодий в одной композиции, изменением слов или сочинением собственного текста, который часто очень далек от перевода. Я считаю, что если ирландская мелодия, перейдя через море в Шотландию, меняла название и текст, почему бы ей не забрести в Россию под третьим названием и с русским текстом - ведь это так естественно. А главное, не исключен ведь и обмен во встречном направлении.

Welladay
- Идеальной ситуацией для фольклора, безусловно, является устная традиция, когда мелодии непосредственно переходят от музыканта к музыканту. Однако, мы живем в XXI веке и лично для меня это не более чем разумный компромисс - обращаться к печатным источникам. В силу собственного невежества я не в состоянии получать материалы из интернета, но в будущем надеюсь использовать и эту возможность. Что касается музыки, которую мы играем на концертах и наших записей, весь материал был мной получен от вполне конкретных людей и очень сильно связан с определенными периодами моей жизни (зрительные впечатления, ландшафты, архитектура либо какие-то сильные переживания).

Бестиарий
- В основном подбираем на слух со звукозаписей, через личное общение с шотландскими, трансильванскими, каталонскими и другими европейскими музыкантами (по нотам такую музыку играть неправильно, да и неинтересно).

Добраночь
- Из разных: записи, ноты, материалы фольклорных экспедиций да и просто от людей, которых мы встречаем. Весной мы месяц провели в Кишиневе и привезли оттуда много молдавских мелодий, а по дороге в Питер заехали в Псковскую область послушать, как поют бабушки, а вчера только приехали с фестиваля старинной музыки в Тарту, откуда я привез две литовские польки и пару эстонских мелодий.

An Gabhar Ban
- Берем мелодии с кассеты группы Old Horned Sheep.


4. Как вы используете музыкальный материал и почему именно так?


Reelroad
- Обычно играем, а что еще можно? Если же говорить про группу, то обычно мы стараемся сделать так, чтобы нашу музыку было интересно слушать, не только танцевать под нее (на первый взгляд, народные мелодии довольно просты - в большинстве своем они состоят из 2-3 частей, которые повторяются по 2 раза каждая, однако правильно их сыграть не так просто), это достигается путем придумывания интересных аранжировок, в этом заключается творческий процесс группы

The Dartz
- Проще всего исполнять какие-нибудь рилы или джиги, играя мелодию поверх простого акомпанемента аккордами и "целыми" нотами на басу. Но мы стараемся ничего не делать в лоб, и разворачиваем гармонию и ритм по максимуму, так, как можем. Самим же интереснее. Всегда хочется подчеркнуть внутреннюю драматургию мелодии, сделать так, чтобы песня в аранжировке смотрелась интереснее и многоплановей, чем в одиночном исполнении. Чтобы ее можно было послушать несколько раз, отмечяя новые и новые моменты. А в лоб можно играть на сейшнах, там цели и средства несколько другие.

Welladay
- У нас две основных возможности: бывает так, что вариант исполнения настолько понравился, что хочется сделать наш вариант наиболее близким к первоисточнику (просто поиграть в ту же игру по тем же правилам). В другом случае, мелодическая линия сама по себе может довольно существенно изменяться и делается аранжировка в известном смысле противоречащая "стилю" (например, бретонская мелодия в стиле ренессансной полифонии или написание басо-континуо к ирландской жиге).

Бестиарий
- Мы никогда не копируем других музыкантов, музыкальный материал служит нам основой для импровизаций. Любая музыка должна идти от того, кто ее исполняет.

Добраночь
- Музыкальный материал мы используем как попало. Главный принцип - чтобы было в тему. К примеру, можем в качестве проигрыша в русскую песню вставить молдавскую мелодию или придумать пару дополнительных голосов. Но при этом, если мы имеем аутентичный материал, то стараемся в меру наших скромных возможностей впитать в себя стиль исполнения, не ставя это самоцелью, так как на мой взгляд, стремиться к аутентичности исполнения уже неаутентично (как загнул!).

An Gabhar Ban
- Играем мелодии Old Horned Sheep задом наперед, причем не репетируя и не договариваясь, какую именно мелодию будем играть.
На самом деле, именно этот вопрос самый интересный. Когда мы играли только фолк-музыку, мы учились каким-то аутентичным штукам и еще не имели четких представлений, чего хотим - просто играть - и точно не так, как тогда играли O.H.S. Я тогда был самый борец против бас-гитар, установок и проч. Раньше того, как узнали, например, Clannad, мы слушали The Dubliners. А потом, общаясь, играя, наткнулись на современную ирландскую музыку - навроде Altan, Dervish, Caliban. Здесь совсем другие находки, сложные ритмы, новые инструменты - ведь греческий бузуки в паре с гитарой в строе DADGAD - дело позднее - 70-е вроде бы. Уже существовал сложный джаз-рок - по-моему, несложно даже у Clannad заметить это влияние. Я еще раньше стал слушать сложный джаз - к примеру, в клубе "Квадрат". Сейчас мы, используя темы, взятые из сборников, снятые с записей, скачанные с Интернета - путь стандартный - делаем такую музыку, которая нам нравится. Например, споры с перкуссионистом в первую очередь касались репетиционного процесса, которого у нас, в общем-то, не происходит почти вовсе. Я конкретно настаиваю, что не буду договариваться, на каком круге должен вступить тот-то, а на каком нужно сыграть тему на октаву выше. Вообще, учитывая - принципиально - малый состав группы, главное внимание хочется уделять именно аккомпанементу, ведь при неизменной мелодии музыку для ушей можно создать именно таким развитием. Поэтому оговариваются только принципиальные моменты, чтобы не пришлось, как водится на сейшенах, махать ногой или кричать о смене мелодии. Остальное - пусть делают музыканты, и если что-то могут, то, на наш взгляд, не обязательно это загонять в какие-то узкие рамки. Мне кажется, это тоже самое, что и в джазе - если играет биг-бэнд или хотя бы септет, необходимо заниматься аранжировкой; но если речь идет о дуете или трио - трио Билла Иванса, Оскара Петерсона, дует Джо Пасс/Д. Джонсон - какая тут открывается свобода. Ведь такие составы собираются не просто так - это принципиально помогает каждому максимально реализовывать себя как музыканта.
Мы не одиноки в таком подходе - и у нас пополнение - сейчас в группу вливается наш очень хороший друг, играющий на бузуки (а так же банджо, басу и т.п.), очень востребованный музыкант - Рома Станской. На ближайших концертах, возможно, вовсе не будет использована перкуссия - хотя начались занятия с возможным четвертым членом команды. Концерты эти пройдут 30-го в "Африке" (Мойка, 106), и там же на фестивале "Волынщик".
Мы помаленьку используем фольклор и других стран - например, финский, белорусский - сочетается это все вполне гармонично.

5. Что влияет на подбор музыкальных инструментов для исполнения фолка?


Reelroad
- Лично я как то не задумывался на выбором своего инструмента - волынка изначально народный инструмент. С группой мы обычно предполагаем, какой инструмент должен звучать в той или иной мелодии. Так в каком-нибудь ирландском риле естественно звучит флейта, tin whistle и bodhran (ирландский барабан), а, например, в галисийской мунэйре не обойтись без галисийской волынки и аккордеона с пандереттой (специальный галисийский бубен, на котором играют определенным образом). С другой стороны мы так же легко можем сыграть русскую народную песню "топор и рукавица" используя ирландскую волынку - uillean pipe. Т.е. мы не зацикливаемся, если инструмент хорош для той или иной мелодии, то мы его используем, даже если он, на первый взгляд, совсем из другой области.

The Dartz
- Ну, в-основном собственный бюджет и наличие в магазине. Все остальное - это закономерные чудеса, когда тебе нужна, допустим, мандолина, и как раз в нужный момент она и появляется.

Welladay
- Для меня допустимым является исполнение ирландской музыки на испанской волынке. При этом на мой выбор влияет тот факт, что испанской волынкой я владею лучше, нежели ирландской. Однако, я пока не готов к использованию MIDI инструментов и даже бас-гитары с ударной установкой в нашем проекте, хотя на уровне джем-сейшен иногда в этом случае возникал интересный саунд.

Бестиарий
- Когда что: инструменты появляются спонтанно, какого-либо плана в их подборе нет. Каждый из нас играет на тех инструментах, которые ему нравятся.

Добраночь
- В последнее время пошла тенденция к уменьшению количества инструментов на отдельно взятого музыканта, так как приходится много с собой таскать, настраивать, бегать по сцене, меняя инструменты. Ну и, конечно, в плане "подзвучивания", очень много проблем. Но с другой стороны, хотелось бы иметь "мясистый" звук, так что мы подумываем о контрабасе. Вообще, мы используем только акустические инструменты в живом звучании без обработки. Для экспериментов в духе Hedningarna нет пока ни технических возможностей, ни ярко выраженного желания.

An Gabhar Ban
- Возможности этих инструментов. Например, я глубоко уважаю идею аутентичного исполнения - главный идеолог здесь Стас Зубцов, но сам хотел бы играть более современно. В струнных меня заинтересовала 12-струнка с нижней ре - у нее хороший сустейн и большие возможности для мелодических, ритмических и гармонических находок. Тем более, в сочетании с бузуки - они разговаривают, дополняют друг друга. То же и с флейтой - Катя играет на бемовской поперечной металлической флейте, что уже не по-деревенски.

6. Ваши музыкальные предпочтения? Что такое "хорошая музыка" (не только фолк)?


Reelroad
А.Белкин: Я вообще очень люблю слушать музыку, не только фольклор, конечно. Из последних открытий - практически неизвестная итальянская группа facce rosopaeda (они являются характерным примером того, куда может прийти фольклор в современных условиях). Хорошая музыка - это когда хочется ее слушать и ставить другим. Основной критерий для меня - хочу ли я иметь эту группу на диске. Очень много дает посещение концерта, так, например, 3-4 года назад я сходил на Einsturzende Neubauten - и после этого очень долго находился под впечатлением, это было событие. А посетив концерт Garbage - я очень оболмался, совсем не интересно. Michael Nyman - очень-очень нравится. Люблю слушать наши собственные записи. А вообще, хорошей музыки очень много.
Н.Карасева: В каждый период жизни разная музыка нравилась, не обязательно фольклорная, обычно та, которая совпадает с моим настроением на данный момент. Из фольклора - одна песня московской группы "Крапива", галисийская волынка с аккордеоном - os cempes. Не из фольклора - было приятно послушать питерскую группу "Танки". Что такое хорошая музыка - очень странный вопрос. Все зависит от того кто играет и как играет, т.е. не впустую играет, или наоборот играет очень хорошо, а слушать не интересно. Дело не в профессионализме, хотя он никогда не бывает лишним, может быть дело в подаче. Группы, которые нравятся сейчас - Ilgi, Rosopaeda.

The Dartz
- Слишком много групп, чтобы их перечислять - от классики британского рока 60-х до современных фолк-коллективов. Хорошая музыка - умная музыка. Огромное удовольствие доставляет понять, что и как там играется, а потом сделать что-то свое, не хуже. Одна из любимых групп - Jethro Tull, и, конечно, Beatles. У Jethro Tull вроде бы нет совсем уж лобовых "фолковых" вещей, но если приглядеться, то увидишь, например, что гитарные переборы, которые Андерсон играет в начале "Thick As A Brick" (я долго не мог уловить размер этой вещи) - самая настоящая джига. То есть человек въехал во все это, растворил в себе, и оно проступило в глубине его музыки. Или этакий шотландский рил, исполняемый скрипачем в битловской "Don't Pass Me By". И таких примеров множество, то есть весь вышеупомнятый кельтский и прочий фолк, растворяясь в музыке, дает ей настоящюю силу и делает ее "хорошей".

Welladay
- Высшим достижением мировой музыкальной культуры для меня являются три века нидерландской полифонии (XIV-XVI). И это является критерием оценки музыки других эпох и стилей. Что касается интересов сегодняшнего дня, осенью-зимой 2001-2002 года я надеюсь сыграть программу, состоящую из камерной музыки Вивальди, Телемана, Персела, Верачини, Буамортье.

Бестиарий
- Это музыка, от которой "таращит". А слушаем музыку самую разную, кроме "клюквы", попсы и романтиков.

Добраночь
- Музыкальные предпочтения - самые разнообразные. Я, к примеру, за последние несколько дней в своем плеере прослушал: - сборник румынской музыки; - Bartok Album - Muszikas - венгерский скрипичный фолк с допиской Марты Себастьян "Kismet" (ее сольный альбом с участием Николы Парова); - Виталий Крестовский и "Крестные Отцы" - ресторанный бенд образца 78-го года; - Том Уэйтс - "Big Time" с допиской из альбома "Black Rider".
А вообще - хорошей музыки много и главная ее отличительная особенность - что она впирает.

An Gabhar Ban
- Джаз, латин, ска, русский фольклор; Аркадий Шилклопер (как он пишется-то?), АукцЫон; из молодых - "Пойманные Муравьедос" и - крутейший коллектив - "Фрукты" - слушайте их во всяких модных Грибоедовых клубах - лицо будет румяное. Из фолкеров - Добраночь, из развалившихся - Вилли Винкки.
Хорошая музыка - ха-ха! Не бывает хорошей музыки, бывают невзыскательные слушатели. (выделение A.G.B.)