И Я ТАМ БЫЛ
Газета "Нижегородские Новости", май 2003 года от Рождества Христова.
Вечером первого мая в клубе "Leo Grotte" состоялась специализированная кельтская вечеринка. Называлась она "Nаш Бельтайн", была посвящена соответствующему древнему языческому празднику и собрала большое количество заинтересованной публики, перед которой выступили нижегородцы "Racoons", а также гости из славного своими кельтскими традициями Питера, "The Dartz" и "Добраночь". Как и полагается, присутствующие постоянно двигались под музыку (танцевали нечто в народном духе или просто раскачивались в такт), а время от времени на небольшом пространстве перед сценой демонстрировали свое мастерство молодые солисты московской студии народного танца "Lege Artis". Замечательная вышла вечеринка!
А теперь наши собеседники - музыканты "The Dartz": Ондион (Сергей Чибирев, бас-гитара, воакл), Dee (Дмитрий Курцман, гитара, мандолина, воакл), Анфиса (Анна Хотина, скрипка, аккордеон, воакл) и Эрмано (Владимир Хотин, флейты, воакл). Кстати, год назад коллектив уже выступал в "Джем-Престиже" и не исключено, что кому-нибудь из вас запомнились их зажигательные мелодии с текстами на общедоступном русском языке.
Расскажите о кельтских танцах. Что и как принято танцевать под айриш, когда ноги так и просятся в пляс? Что такое ирландская дискотека?
Ондион: "Ирландская дискотека" - модное нынче явление, которое отличается от обычной дискотеки только тем, что там играет ирландская музыка.
Dee: Наряду с дискотеками есть и деревенские гуляния, кейли-вечеринки, бретонские фест-нозы. Там-то и звучит настоящая народная музыка. А сыграй что-нибудь лохматое, деревенское, на рэйв-пати - все ж сразу разбегутся. Хотя, что мы знаем о рэйвах? Туда мы не ходим (а вот на фест-нозах бывали).
Можно провести аналогию. "Иван Купала" - это настоящая "русская дискотека": этническое пение и сэмплы, наложенные на современный дискотечный бит. В Белоруссии мы слышали ремиксы подобного рода, сделанные местными ди-джеями; в этой музыке из народного осталась только дуда (белорусская волынка). Звучит все это очень красиво, под такие ремиксы можно и нужно танцевать, но они почти никак не относятся к старинной белорусской танцевальной культуре.
Что касается танцевальной культуры, ирландской и вообще, то она подразделяется на танцы и пляски. Танец - это когда ты учишься танцевать ту же джигу-ирландерку (по видео, с учителем или в клубе, каких сейчас много) и потом уже танцуешь на концерте, глядя на остальных глазами посвященного. А пляски - это когда ты ничего не умеешь, но душа рвётся наружу, и тело само несет тебя в пляс, и ты двигаешься, как сам считаешь нужным. Я очень люблю, когда пляшут на наших концертах, и иногда сам такое практикую, а вот учёные танцоры мне кажутся довольно надменными и замкнутыми людьми. У них во время танца вся арифметика написана на лице: работа, "раз-два-три-не-сбиться", а места для радости там уже нет. Вдохновенных танцоров, увы - единицы. Впрочем, и у музыкантов лица во время концерта не всегда светлые, и у них тоже бывает это "раз-два-три".
Если говорить именно об ирландской танцевальной культуре, то существует "Riverdance" сотоварищи, а еще есть настоящие народные танцы. "Riverdance" красив, но почти никакого отношения к ирландским танцам не имеет - это профессиональная балетная интерпретация народной культуры. Деревенские танцы проще и душевнее: там не летают под потолок, а топают, водят хороводы. Соответственно, и в России кто-то копирует "Riverdance", а кто-то пытается танцевать аутентично. В России все ирландское вообще становится модным, по-моему. Пиво "Redкое", например. Редкая гадость.
Существуют ли канонические последовательности танцев? Говорят, что современные дискотечные сеты имеют одним из жанровых прообразов фолк-сеты. Насколько это очевидно?
Dee: Судить о том, насколько дискотечная музыка использует принцип фолк-сета, я не могу, так как не бывал на дискотеках. Сам принцип сета прост: народные мелодии довольно короткие, и, чтобы потанцевать подольше, объединяют вместе 3-4 мелодии. Так что почему бы и нет. Исполняют их на танцах. Эдакая советская танцплощадка 30-х годов с обязательным гармонистом (или двумя гармонистами). В Ирландии это называется "кейли", в Бретани - "фест-ноз". Как правило, один за другим исполняют танцы одного типа, следя за тем, чтобы тональность не менялась (или менялась красиво) и ритмический рисунок мелодии не ломался. Иногда, впрочем, могут объединить хорнпайп (танец на 4/4) и джигу в размере 12/8. Тематических критериев в сетах нет. Танцору, как, впрочем, и музыканту-инструменталисту, почти всегда все равно, о чём та или иная мелодия. Да и потом, кто теперь разберет, чему посвящены вещи с названиями "Kitty's Gone A Milking" или "Six Penny Money"?
Ваша манера обращения с фольклорным материалом не совсем обычна...
Dee: Мы называем наш стиль "поп-фолк". "Поп" расшифровывается как "популярный, веселый, современный, не заумный, понятный, привлекательный, позитивный, приукрашенный". В основе - да, народные мелодии и сюжеты. Фольклор как живое явление умеет говорить языком сегодняшнего дня. Когда кто-то называет The Dartz "фолк-группой", это всегда немного странно. Скажем так: мы играем акустическую музыку "с элементами", и честные фолкеры всегда смотрят на нас с подозрением. Наши коллеги - не рафинированные "Chieftains", а удалые фолк-шуты, рокеры "Tri Yann".
Ондион: А еще точнее, мы изначально не считали себя только фолк-группой. Для нас народная музыка - не самоцель и даже не главный предмет нашего творчества. Это лишь инструмент выражения наших музыкальных фантазий. В самом начале в нашем репертуаре было большинство наших авторских песен. Поскольку некоторые из них были написаны на народные мелодии (например "Ирландские поминки", "Фогги Дью") нас стали приглашать на фолк-фестивали. В репертуаре сразу появилось много народных мелодий (причем различных народов!). Сейчас мы сохраняем этот баланс.
Dee: Мы - своего рода авторы-исполнители, но не поем ни про калину у ручья, ни про родные скалы залива Dooneen, ни про гадов-англичан, поработивших нашу родину. Почему-то считают, что "Фогги Дью" и другие песни - это переводы соответствующих баллад. Но это не так, наши тексты - просто игра ассоциаций, навеянных народной музыкой. Пишем про то, что видим. Для нас было бы странным и нетипичным занятием терять время, выискивая в архивах мелодии, расшифровывая старинные распевы. Хотя этим мы тоже планируем заняться.
Анфиса: Многое упирается в рамки технического владения музыкальным ремеслом и отсутствия желания браться за сложные вещи - хотя фольклорная музыка в аутентичном исполнении принципиально проста. Играем то, что нам по плечу, потому что более сложные вещи или не воспринимаются всей группой или просто не приживаются в репертуаре. У каждого из нас очень разные музыкальные интересы, и мы даже одно время хотели создать специальный маленький оркестр имени Дартширской пятнистой - чтобы отводить туда фолк-пар, накопившийся у отдельных членов группы.
(Голос из-под стола): Дартширская пятнистая - это свинья такая.
Приближается официальное празднование трехсотлетия Северной Венеции. Будет ли в Санкт-Петербурге иметь место что-либо фолковое, приуроченное к большой дате?
Dee: Конечно, фолк-фестивали пройдут, но мы не будем их рекламировать, поскольку сами на них не приглашены. Для нас сейчас главный из приближающихся праздников - 21 мая, день рождения "Франсуазиг": это наш новый студийный альбом, рождавшегося долго и в муках. В этот день мы играем в "Red Club" на Полтавской, 7. Вот это наш подарок городу, лучше не придумаешь! Всех нижегородцев, соответственно, зовем в гости.
Расскажите о себе и о своем пути в музыку.
Ондион: Вместе играем музыку давно. Сменили несколько названий, незначительно варьировался состав. Играли в основном, легкий арт-рок, также включающий в себя синтез многих стилей. А потом, так сложилось, что в один период времени все мы стали слушать музыку фолк направления (хотя слегка разную)
Dee: Под именем "The Dartz" регулярно играем концерты с 1999 года. А вообще вся история долгая и запутанная. Если я скажу, сколько нам лет, вы справедливо удивитесь, что же мы так и не научились играть за такой срок. Но не борода красит человека, а нечто другое.
В каком музыкальном контексте вы себя видите органичнее всего? На какой площадке? Для кого играете?
Dee: Я бы хотел работать в студии, в деревянном доме в лесу. Чтобы стена была одна стеклянная, выходящая на озеро или горный склон. И чтобы на полу были циновки. И все жили бы во время записи на втором этаже. Чтобы соснами пахло. Выступать же хочется в большом клубе с хорошим звуком и светом, со сценой вровень с полом или чуть выше. Где пахнет трубочным табаком и сандаловыми палочками. В Питере таким клубом был "Зоопарк". Туда приходили хорошие люди слушать слова наших песен, петь и плясать под нашу музыку. Нам очень важна акустичность музыки, важно видеть лица людей, и чтобы все звучало не разобщенно, не визгливо, не оглушало, и чтобы слова можно было разобрать. Ещё важна интерактивность концерта - например, звучит песня про ведьму, и вот, пожалуйста, в зале уже пляшет какая-то ведьма. Посетив недавний концерт "Jethro Tull", я иными глазами взглянул на наши концерты: должна быть гармония песен и сценического представления. Должно быть шоу.
Эрмано: Приятны бывают концерты камерного плана, когда люди внимательно слушают, и возникает ощущение полного единства с залом, полного понимания (как бывало в "Зоопарке"). Но, с другой стороны, хочется и повеселиться, чтобы люди прыгали на столах, так что не знаю я, где более всего органично мы смотримся.
(Голос из-под стола): За обеденным столом!!!
Dee: По звуку и духу лучше всего группа звучит unplugged, то есть в акустике, когда слышен каждый инструмент и звуки не искажены электроусилением, хотя мы работаем и над передачей адекватного звучания через клубную аппаратуру. А атмосфера ирландского паба мне абсолютно не близка, да и пиво мы все любим больше чешское. Боюсь, последнее признание погубит нашу фолк-карьеру, так что вы уж сами решайте, давать это в печать или нет.
Особенности мифологии Санкт-Петербурга порождают любопытные рассуждения о питерских фолк-музыкантах. Говорят, что в городе-призраке, стоящем одной ногой в эдакой водяной могиле сам Бог велел играть древнюю музыку несуществующих мифологических народов или что-то типа того. Словом, искусственно созданный город, царственно поставленный на болоте, в жажде крепкого духовного фундамента (прочное прошлое - гарант будущего) тянется к глубокой древности, к вечному, архетипическому...
Эрмано: Петербург для меня - светлый и прекрасный город, а то, что сыро - так это, конечно, плохо, но не фатально. Всегда можно сесть на поезд и уехать туда, где тебе лучше.
Dee: Не знаю насчет города-призрака, но факт, что в Питере ирландские мелодии играют раза в два медленнее, чем в Москве… Зато мы богаты духовно! (смеется).
Мария ПАНТЕЛЕЕВА.
Фото автора.