НОВАЯ ИРЛАНДИЯ,
рассказ о 4-м ежегодном фестивале "Волынщик", имевшим место быть 12-13 июня 1999 года в Новой Голландии г. С.-Петербурга.
Как прошел 4-й фестиваль "Волынщик"? Про это нетрудно сказать.
Те, кого не добила жара, пиво и дачные позывы, и кто нашел в себе силы доползти 12 и 13 июня до Мойки 106, прямо напротив проплыва во внутренню гавань Новой Голландии, могли на полную катушку насладиться музыкой и общением в приятном обществе. Запасшись некоторым терпением, разумеется. С великим трудом, но традиция была выдержана и фестиваль опять прошел на открытой площадке. Не стану рассказывать о том, чего не знаю, и не упомяну об извечной возне с аппаратом, разборках со словом "волынщик" - trademark предыдущих фестивалей, падающих серверах и прочих невзгодах духа, выпавших на долю организаторов селебрейшна. Великое им спасибо за эти два дня, хотя они, эти дни, наверное, прошли из рук вон плохо и совсем не так, как замышлялось, но разве ЭТО теперь важно? Важно то, что музыканты собрались и сыграли для своей публики. Важно, чтобы в следующем году оно тоже было и называлось так же, верно?
Ну, вот. Фестиваль был, как я уже сказал, двухдневным. В первый день должны были сыграть группы, использующие "элементы" фолка в своей музыке, а во второй - все злобные кельтари, Питерские фении и Талесины из D&S, WILLY WINKY, вездесущие Шипы (OLD HORNED SHEEP) и так далее. Ожидалось, что они приедут на концерт прямо из "своей" Финляндии. Концерты первого дня начинались в 17:00 (так гласила афиша), и доверчивые слушатели (а главное - музыканты), пришедшие пораньше или вовремя, застали отдыхающий под деревьями пипл и звукотехников, вдумчиво паяющих что-то на широком микшере. Подошли четыре наполеоновских солдата с пивного фестиваля (один из них - девушка), и началась ленивая перебранка на тему того, что круче - Россия или Франция. "Вы Багратиона убили",- сказал кто-то. В ходе дискуссии выяснилось, что именно эти четверо непосредственно и убили. Через два часа мы пошли в кафе пить томатный сок. В "Африке" было хорошо, тенисто. Сок был холодный. "Когда Господь создал время, оно создал его достаточно",- наверное, именно этой неторопливой ирландской мудростью руководствовались ребята из звуковой команды. К семи часам набралось достаточно народу. Любой случайный хрип подключаемого динамика воспринимался как сигнал к началу. Из кафе позвали настраиваться. Среди колонок и спутанных проводов появился басист группы THE DARTZ Сергей "Слон" Чибирев, подключил басуху и первым делом сыграл свое любимое "блям-блям-блям-па". Это был сигнал для других музыкантов и публики. Несколько минут "дартсы" сосредоточено играли Соль на всех своих инструментах (гитара - мандолина - флейта - бас), время от времени подкручивая колки, пока не добились более-менее ровного тона (в нормальных группах это называется "настройка"). Потом к микрофону подвели милую девушку, и пионерка звонким голосом объявила о начале фестиваля. Собственно, у такого фестиваля должен быть, ну просто обязан быть ведущий, какая-нибудь всем известная личность. В первый день это был звукооператор, он кричал из-за пульта "А теперь... поблагодарим группу N!" , на следующий день это был Баграт Иоаннисиани (который, кстати, и организовывал это ново-голландское мероприятие, клеил плакаты в ночи и делал все остальное).
Программа у THE DARTZ опять была короткой (скажу по секрету, так было, есть и будет, в силу некоторых идейных убеждений участников команды). Звукооператор тихонько экспериментировал себе со звуком, отрубая то один, то другой портал, "дартсы" пели в один микрофон, как смешные ребята из Ливерпуля, за что и были обозваны в кулуарах "этими питерскими БИТЛЗ". Я не уверен, что это была похвала, если учесть, что она исходила из уст кельтского музыканта. Если вы их еще не слышали, DARTZ исполняют нехитрые ирландские баллады, снабженные простыми и доходчивыми стихами на русском языке. В пресс-релизе про них написали что-то вроде "их незамысловатые песенки могут в чем-то даже послужить ироничной иллюстрацией к фестивалю в целом" (не ручаюсь за точность цитаты). "Ироничная иллюстрация" понравились и слушателям, и музыкантам (хотя за тот звуковой хаос, который творился на сцене, за эти жестяночные гитары, прущие направо и налево из комбов, я бы, ей-богу, звукооператора убил - тихо, без лишнего шума). Народ растанцевался. Лишний раз подтвердилось, что звук на концерте - не самое важное. Более того, некоторые группы могут вообще не играть, и всем все равно хорошо. Те же БИТЛЗ.
Вторыми выступали КАРЛИКИ ЛЮБВИ (без Johnny Parkenson-a), и скажу честно, эту группу я не понял, или невнимательно слушал, или ждал слишком многого, или просто не въехал в содержание телеги. При чтении с листа их концептуальный опус "Johnny Parkenson & Карлики Любви" напомнил любимых латиноамериканских авторов, Маркеса или Борхеса, Дэвида Боуи с его Зигги Стардастом - и я малость подразмечтался; а на фестивале прозвучал явный оффтопик, полностью электрический клубный звук, более уместный, наверное, в ПОЛИГОНЕ, барабаны-гитара-бас-саксофон, плюс едва слышный вокал. Скажите мне, если я чего-то не понял.
БАШНЯ ROWAN (на фестивале довелось слышать несколько вариантов произношения названия) уже на настройке зацепила душу острым жаблем ("хорошо быть дирижаблем, дирить небо острым жаблем"), песней про ржавый и немытый инструмент, положенной на отстраненную холодную вязь кельтской мелодии. В перерывах между песнями бас-гитарист (один из наполеоновских солдат, между прочим!) рассказывал неприличные смешные анекдоты, с неявного согласия Шельен - она, хоть и произносила время от времени укоризненно "Пин... ну это же неприличный... может, не стоит?", но в душе, должно быть, радовалась тому, какой молодец у них басист. Другая песня - "Шулла Рун", или "Шуэль О'Рун", кто как привык - мы постояли-послушали, зачарованные (опять-же русские слова на кельтскую мелодию - знакомая ситуация), и на этом для нас первый день фестиваля закончился и мы пошли гулять. Добавлю, что сам день закончился во втором часу белой ночи пьяным распеванием "Патриота" на углу ул. Профессора Попова рядом с альма-матер, но это уже не относится к фестивалю.
По рассказам друзей и самих КЛЮЧей - их выступление было следом - КЛЮЧИ сыграли великолепно. Электрические команды более уязвимы в случае проблем с аппаратом. КЛЮЧУ это не помешало. К сожалению, я не слышал их тогда, будучи далеко и нетрезвым. Зато теперь я знаю, какое наилучшее пожелание музыканту (во всяком случае, я бы такому ему радовался): Да будет у тебя хороший звук на всех твоих концертах.
Следом играл, как это не странно, AD LIBITUM без солиста (в миру - Кота). Следом играл еще кто-то, но, как я понял, особого влияния на ход фестиваля эти команды не оказали.
Второй день начался более "вовремя" (ну, часиков этак в шесть). В воскресенье ожидались DRAGONS & SNAKES, WILLY WINKY, LATERNA MAGICA, THE RENESSANCE WINDS, Лазерсон, Юлия из ЗЕЛЕНЫХ РУКАВОВ и сами ЗЕЛЕНЫЕ РУКАВА, ну, и конечно, OLD HORNED SHEEP, великие и ужасные. К сожалению, они так и не появились на фестивале, по причине, мне не известной (скорее всего, не поспели из Финляндии), все остальное я про себя окрестил сплошной "гнилой картошкой", что, однако, не помешало получить местами кайф от происходящего. Ну, посудите сами - эту песенку (про гнилую картошку в городе Лондоне) играли в этот день почти все - лишний раз подтверждая замкнутость питерской сцены. За небольшими исключениями, все питерские фолковые команды (и вы это знаете лучше меня) - одна компания, поэтому, например, РУКАВА отличались от WILLY WINKY совсем незначительно, по принципу "здесь я играю на бойране - здесь я пою - здесь я играю гитарист - и здесь я тоже постукиваю по бонгу, потому что это мои друзья". На мой взгляд, такая замкнутость может привести к банальному вырождению звука годика через два. Ну, we shall see. Запомнилась песня РУКАВОВ про жену, которую надо научить играть на волынке. Ну и DRAGONS & SNAKES, я еще находился под впечатлением их стамбульской записи и слушал с интересом. На кассете азиатские мотивы потрясающе здорово и без явной эклектики переходят в джиги; на концерте ничего особенного сыграно не было, но все равно получилось приятно.
Меня лично очень порадовали Юлия Клаузер (солистка РУКАВОВ), Вилли-Винки и "Ветра Реннесанса". О них позже, а Юлия исполнила несколько завораживающих голосовых баллад, немного напоминающих горячо любимый мною CLANNAD. Народ просто сидел и слушал, покачиваясь. Немного помешал, правда, буйный Лазерсон - вот приспичило ему во время выступления Юлии опробовать свою волынку где-то за домом. WILLY WINKY... нет, тут я не знаю, что сказать. К сожалению, не все WW дошли до концерта (был только Петр с бойраном, но он в это день вообще не уходил со сцены, так что это не в счет), а сам В. Цой явился с рюкзаком, прямиком из Хельсинфорса. Это ни на что не похоже и это надо слышать. Таких злобных прыгучих полек на злобном финском языке вы не услышите нигде. Это стиль. Если про москвичей, например, можно сказать, что они в вокале копируют SILLY WIZARD, DUBLINERS или того же МакГоуэна, то тут никто ничего не копирует. Если еще учесть прозвище солиста, то... да... ну, что сказать. Помешательство, причем буйное.
THE RENESSANCE WINDS - наши, питерские волынщики (играют на испанских волынках, или гаутах) и волынщицы (что там РУКАВА пели про жену и волынку?), флейтисты, скрипачи и скрипачки, семь или восемь строго одетых людей. Академисты. Лидер коллектива, Владимир Молодцов, со всеми разговаривает на Вы. "Мы будем играть без микрофонов, так что подсаживайтесь ближе, если хотите что-то услышать", говорит он. Им пришлось сломать определенный барьер, когда они начинали - я это видел, но потом все понеслось по рельсам талантливого и отточенного исполнения, и все оказалось просто великолепно, особенно финалы. И как им хлопали! Да! Не только из Москвы наезжают волынщики! Не оскудел еще град Петров на хорошую волынку, хотя бы и галисийскую. Коллектив сыграл 7 композиций времен Возрождения, там были песни крестоносцев, придворные мелодии и прочие чудеса. Заводной лидер "Ветров", играя на волынке, делал причудливые, но верные па ногой, притопывал и пританцовывал (когда выступает Лазерсон, он просто ходит или все больше стоит, а тут человек двигался). Плюс девушка на волынке и другая, очень симпатичная скрипачка в черном (ну где, скажите, где вы видели НЕ симпатичную скрипачку? они все как Ванессы Мэй). В финале на сцене выстроились трое (!) с галисийскими волынками и исполнили "Eagle's Wistle", причем Молодцов заявил, что эти трое - совершенно новая, никому не известная команда. Вобщем, порадовали "Ветра".
Завершал фестиваль Владимир Лазерсон из SI MHOR (и Игорь Бурмистров, он тоже пришел на сцену и потерянно водил смычком по струнам, время от времени поднимая глаза к небу; по-моему, его вообще не было слышно). Они оба приехали из Москвы, еще раз доказав, что мобильными бывают не только телефоны. В какой-то момент Лазерсон пошел, пошел прочь со сцены, подальше от динамиков и прочей электронной мешанины (от слова "мешать"), и там стоял посреди двора, заканчивая фестиваль, как и положено волынщику. Народ пустился в пляс по кругу, танцевал и ваш покорный слуга, и непонятно почему, но "молния" на гитарном кармане расстегнулась, и по кругу посыпался нехитрый скарб гитариста - струны, шнуры, медиаторы, кассеты, "сельдины", и так далее. Рядом танцевали солдаты - ей-богу, не вру, настоящие солдаты в форме регулярных частей. А до метро я шел в сопровождении друидов, и один из них, Энгус МакОк, меня немножко достал. Но это тоже уже другая история.