Перейти ко второй части

Джимми Пэйдж

DADGAD Series

Предисловие

Я играю на гитаре с 1988 года: именно тогда мы познакомились с Эрмано и он показал мне первые аккорды для песен "Полковник Васин" и "Аллюминиевые Огурцы". С тех пор я разучил еще несколько незамысловатых аккордов и научился брать барре. Перестроил гитару в DADGAD совсем недавно, однако выбранное направление оказалось настолько благодарным, что теперь не грех и поделиться некоторыми интересностями. Все ниженаписанное - никоим образом не учебник и не "советы дедушки", постишего кельтскую гитару во всех ее тонкостях. Скорее, это попытка автора поделиться своим первичным восторгом от удивительно звучащего инструмента, и дать пищу для размышлений всем музыкантам, играющим на гитаре и стремящимся знать, что стоит за их игрой и как сделать ее лучше и интереснее. Я очень надеюсь, что это окажется кому-нибудь полезным, предел же моих мечтаний - дискуссия и обмен опытом. Итак, к делу.

Техническое отступление

Нам понадобится шестиструнная гитара (дальше мы будем говорить только о шестиструнках), и, возможно, набор новых струн. Я ставлю LaBella или D'Addario '12 или '13. Сам по себе DADGAD не является веской причиной играть на "кабанах", однако, на мой взгляд, лучше все же ставить струны посолиднее - при настройке три струны придется опустить на тон относительно стандартного строя (EADGBE), и, если струны будут тонкими, они просто провиснут и станут звучать тише и слабее. Потом, толстые струны всегда лучше строят. У них есть и минусы - к ним нужно долго привыкать, после них трудновато воспринимать тонкие струны, да и гитару они могут "сложить" довольно быстро. Но звук, ей-Богу, того стоит. Сейчас у меня "ленинградская" гитара-гибрид, гриф шестиструнки, а корпус от двенадцатиструнки 4с171, поэтому никакими проблемами с отрывающимся нижним порожком и прочими медленными кошмарами она не отягощена, тьфу-тьфу-тьфу. В любом случае, если у вас тонкие струны, не парьтесь и играйте на том, к чему у вас лежит душа и что нравится вашей гитаре.

Еще неплохо, конечно, иметь "проверочную" шестиструнку, настроенную в стандартном строе. Иначе вам иногда придется перестраивать из DADGAD в EADGBE и назад, а струны этого не любят и перестают строить очень быстро. У меня никогда не было такой гитары, и приходилось представлять все аппликатуры мысленно.

Очень полезным может оказаться каподастр, но об этом немного попозже.

А больше ничего и не нужно.

Слушаем созвучия

Попробуем поскорее перейти к делу, а всю теорию отложим на потом. Со времен "Полковника Васина" я считал и продолжаю считать, что вся теория и даже правильность постановки рук может подождать, и ничто не сравниться с замечательной возможностью сделать что-то сразу, пусть простое, но звучащее. Давайте для начала перестроим гитару. Предположим, у вас стандартный строй (EADGBE). "Первой", или "нижней", струной мы будем называть самую тонкую, "ми". Нужно опустить на тон вторую струну, "си" (или, что одно и то же, настроить ее в унисон с третьей, прижатой на втором ладу), а потом на тон первую струну (унисон со второй, прижатой на пятом ладу). Теперь шестая струна, самая толстая: опускаем ее на тон, зажимаем на седьмом ладу, и сверяем унисон с открытой пятой струной. По-моему, это наиболее простой способ прыгнуть в DADGAD на любой гитаре. Если гитара вдобавок хорошо строит, можно настраивать шестую струну по открытой четвертой - должен быть унисон с шестой, прижатой на 12 ладу, или с флажолетом.

Dmodal (DADGAD)

Настроились ? Теперь давайте возьмем аккорд D (см. рис.1), сверху вниз по всем струнам. Первые два дня я просто сидел и перебирал аккорд D с различными интонациями. Правда, красиво ? Он завораживает - однако, может быть, вы уже заметили, что звучит он несколько ... размыто, его можно сравнить с тихим горным озером, в нем нет ни печали, ни радости. Вот так оно звучит на моей гитаре: dmodalchord.mp3 (108 Kb) .

Все потому, что он не является ни минорным, ни мажорным. Это Dmodal - модальный аккорд. Вот тут - стоп, и начинаются пояснения. Поскольку я не слишком силен в теории музыки, они будут короткими и примитивными.

Пояснения исторические, плавно перетекающие в пояснения практического толка

DADGAD великолепно подходит для игры кельтской музыки, для игры кантри, вообще любой акустической музыки, в нем можно сыграть даже блюз, но в первую очередь - он для фолка. В фолк гитара пришла относительно недавно - если не ошибаюсь, в послевоенное время или пораньше, не суть. В 60-х случился пик гитарной революции, и она стала очень популярным и доступным инструментом. В рок-н-ролльных бэндах ей быстро нашлось место. А в кельтском фолке? Все ключевые позиции уже много веков были заняты волынкой, арфой и tin whistle. Даже скрипка, относительный новичок в ирландской музыке, уже успела занять свое место. Но что было делать гитаристу, сидящему, скажем, между волынщиком с одной стороны, и бойранистом с другой, на сейшне в пабе?

К этому моменту у гитаристов была солидная европейская школа как аккомпанемента мелодии аккордами, так и "солирования". Естественно, имели место (и имеют до сих пор) попытки пересадить европейские аккорды под кельтскую мелодию. И тут выяснилось, что не очень-то стандартный строй для этого подходит. Кельтская мелодия по своему характеру модальна, ее тональность не имеет ярко выраженной мажорной или минорной окраски. Мажорное трезвучие состоит из тона, большой ("мажорной") терции и квинты, минорное - из тона, малой терции ("минорной"), и опять же квинты. Например, Dmajor - D-F#-A, а Dmin - D-F-A. Однако в кельтской мелодии с легкостью могут промелькнуть как мажорная, так и минорная терции, и что прикажете-таки гитаристу играть в таком случае - мажорный или минорный аккорд ? Вот иллюстрация вышесказанного: фрагмент из рила "Paddy Fahy's Reel". Обратите внимание на F в первом такте, но F# - в четвертом.

Конечно, практика показывает, что можно играть и мажорный аккорд, и минорный. Я так делал много раз, не считая себя неполноценным членом общества. Мелодия склоняется соответственно к мажору или к минору. За это гитаристов не очень любят традицонные скрипачи и волынщики - за то, что гитаристы иногда "навязывают" мелодии настроение, а не следуют ему, подчеркивая отдельные фрагменты. За то, что привносят в старинную музыку понятия, изначально в ней не прописанные и ей чуждые.

Dmodal (standard tuning)

Короче говоря, способ играть обычными аккордами по-старому "не прокатил". Игра модальными аккордами на обычном строе была в принципе возможна... но затруднена. Для интереса, попробуйте взять вот такой аккорд на обычной шестиструнке, и сравните его с тем божественным "однопальцевым" DADGAD-ным D.

Вторая проблема заключалась в том, что гитаристы, будучи тщеславными существами, рвались солировать. А солировать, если следовать традиции, предстояло по нотам, записанным для скрипки или волынки - инструмента, приемы игры на котором, звучание и характерные украшения ну очень отличались от гитарных. Гитаристу следовало научится имитировать скрипку, волынку, арфу... хорошо, что не бойран (хотя с этой задачей справлятся любая, даже не слишком строящая, гитара). Иначе игра теряла смысл, она не была ни красивой, ни мощной, ни богатой украшениями.

Тут-то и изобрели этот строй, DADGAD. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм (David Graham), а популяризировал француз Пьер Бенсусэн (Pierre Bensusan). Давайте разберемся, с учетом всего вышесказанного - почему именно DADGAD, почему не AGDAM, например.

Во-первых, буквально с первых аккордов видишь, что DADGAD прямо-таки заточен под тональности D, G и A - подавяющее большинство мелодий играются в этих тональностях. Если поставить кападастр на второй лад, можно получить все те же преимущества для E и играть Morrison Jig. Во-вторых, строй этот благоприятствует модальной музыке. Из аппликатуры "исчезла" терция, мажорная или минорная. Она есть, но до нее нужно специально тянуться. Мой первый вопрос был - "а как здесь брать F# ?" Совершенно естественный ответ чайнику был - "а зачем его тут брать?" Наш "однопальцевый" аккорд звучит раскатисто и модально, в нем только две ноты, но они повторяются в разных октавах. Теперь мелодия, не аккорд, диктует окраску и настроение. А на верхних (басовых) струнах, на зависть металлисту и волынщику, звенит "мясистая" квинта - басовый интервал DA. Если играть мелодию на нижних, а бас вести раздельно, в 90% случаев опорные ноты будут приходиться на D или A, оставляя их непрерывно звучать наподобие басовых дронов волынки. Сыграем тот же аккорд перебором, любым, который вам по душе. Немного похоже на арфу? Интервал "секунда", находящийся на второй и третьей струнах (GA), позволяет играть арпеджио и оставлять затухать находящиеся рядом ноты. На обычном строе это, опять же, затруднено.

Продолжаем творить чудеса

Вы все еще не наслушались аккордом Dmodal ? Тогда вот еще одно полезное созвучие нулевой позиции - модальный аккорд Amodal, и немодальный, обычный мажорный аккорд G. Используя эти три аккорда, можно аккомпаниировать простым мелодиям в тональности D (в голову сразу приходят джига "Six Penny Money" и дартсовская "Fira Fiddler", их и ми-минорную "Morrison Jig" можно услышать на концертном альбоме группы):

Amodal (DADGAD)Gmajor (DADGAD)

Теперь, для справки, если вы все же захотите взять мажорные или минорные аккорды (по идее, такое желание у вас должно давно уже испариться), в DADGAD-е они выглядят так:

Dmajor (DADGAD)Dminor (DADGAD)Amajor (DADGAD)Aminor (DADGAD)

Norwegian Wood

Песня "Норвежский Лес" из битловского альбома "Rubber Soul" играется в "Ми". Я решил не гнаться за аутентичностью (когда я гнался?) и сыграть ее в "Ре" в качестве примера того, как круто может звучать простая мелодия, использующая некоторые фишки DADGAD-а, а именно открытые стуны и интервал "секунда" между второй и третьей струной. Если вы хотите сыграть ее по-битловскому, просто поставьте каподастр на второй лад.

Итак, сама мелодия играется вот так:

Norwegian Wood theme notes and tabulature

Вот так оно звучит: norwoodtheme.mp3 (130 Kb).

Для аккомпанемента можно использовать все вышеупомянутые аккорды (Dmodal, G, Amodal, в припеве добавляется Dmin). Особенно, на мой взгляд, мясисто звучит основная тема, играемая вместо с аккордным "чесом" (если не ошибаюсь, этот прием носит название cross-picking). Вот звуковой файл: norwoodgroove.mp3 (305 Kb).

Пятна на солнце

Если DADGAD такой замечательный строй, спросите вы, почему же на нем не играют все ? Нетрудно ответить. Насколько легко и звучно играется на нем в D, A и G, настолько геморройной становится игра в тональности C, например. Блюз в нем сыграть не так-то и просто. А когда он все-таки играется, то звучит весьма не "по-блюзовому". Наконец, самое коварное свойство DADGAD-а - очаровывать именно красотой звука при минимуме прилагаемых усилий - способствует лени, расслабленности и тяге к клишированным ходам. Провел пальцем по струнам - уже звучит классно. Кроме того, многие мастера DADGAD-а отмечают, что строй как бы диктует сочиняемую мелодию, в то время, как диктовать ее должен человек. А как насчет старых наработок и репертуара в стандартном строе? Его придется либо оставить в прошлой жизни, либо перекладывать. Наконец, расстроенный DADGAD звучит преотвратно - три расстроенные D "бьют", отчего создается впечатление, будто ты стоишь рядом с ульем. Оно вам надо ?

А теперь посмотрите назад

...а стандартный строй EADGBE - универсален. Одна только открытая позиция позволяет играть практически в любой тональности при умеренных аппликатурных изысках. При дополнительных затратах труда строй этот позволяет сыграть любой модальный аккорд, имитировать волыночные "дроны" и арфовые арпеджио. Нет такой вещи в DADGAD-е, которую бы умелый гитарист не смог сыграть в стандартном строе. Да и потом, почему обязательно DADGAD ? Кроме DADGAD-а существует великое множество других открытых настроек, взять хотя бы DGCGCD или "Drop D", стандартный строй с верхней струной, спущенной до D (этакая переходная ступень к DADGAD-у), "оркнейский строй" CGDGCD, или "лютневый строй" DADF#BE, и так далее.

И все же многие, очарованные звуком, играют в DADGAD-e. Я считаю, что, даже если вы не останетесь с этим строем надолго, он обязательно даст пищу для сравнений и позволит по-новому взглянуть на стандартный строй и те его возможности, которые до этого были не столь очевидны. Например, после нескольких месяцев игры в DADGAD-е я увидел модальные аккорды в стандартном строе. Многие (и я не исключение) начинали изучать новый строй хотя бы только для того, чтобы поломать инерцию мышления, возникающую при многолетней игре в "стандарте". В коце-концов, китайские мудрецы советовали человеку каждые семь лет менять род занятий и образ жизни - так почему гитаристы должны быть исключением?

И напоследок

После всего вышесказанного, создается впечатление, что на гитаре, настроенным таким образом, следует играть аккордами - ведь они такие звучные. Зажали Dmodal - и...

Белый снег,
Серый лёд

На растрескавшейся земле...

И это не так. А как - я напишу, когда сам разберусь в этом вопросе.

Некоторые полезные ссылки

Если вы ищете ноты, табулатуры, звуковые примеры и онлайн-уроки, ходить по сайтам гитаристов не слишком прибыльно: эти жадные, тщеславные твари в-основном любят вывешивать свои физиономии, расписание мастер-классов и перечень своих гитар-усилителей-педалей-каподастров-медиаторов в разделе "Gears" (он есть почти на каждом сайте). Есть, конечно, исключения... Здесь я привожу самый, по моему мнению, цимес из того, что я нашел в Интернете на интересующую нас тему.

Guitar Principles
It's an absolute must. Сайт с огромным количеством информации. Здесь нет каких-то хитрых приемов, табулатур и звуковых файлов, но почти все посвящено тому, как правильно учиться играть на гитаре, организовывать свои занятия, перебивать вредные привычки и так далее. Сайт учит одному из самых ценных умений - умению учиться. Читая эти страницы, я офигело шевелил пальцами, понимая, как все чертовски запущено.

Irish Music for All Instrumentalists
Не уверен, что это именно та книга, но это еще один absolute must. Теория дается без привязки к гитаре, что ценно. Так же здесь есть главы про кейли-сейшны, развитие чутья и интуиции в аккомпанементе кельтской мелодии, про лады, развитие скорости.

http://www.sover.net/~arte/players.html
Большой перечень гитаристов, играющих кельтскую музыку на гитаре, и ссылки на их сайты. Большинство из этих сайтов попадают под вышеописанную категорию (т.е. тщеславие, коммерция и gears). Сразу же могу посоветовать сайт Jean Banwarth-а (там можно найти большое количество аранжировок для гитары, и некоторые дельные советы), и сайт Джона Макганна (как многие гитаристы, он еще играет на мандолине)

За аранжировками можно ходить сюда: http://freetabs.members.easyspace.com/folklore.htm (табы в формате TablEdit-a, в-основном стандартный строй), или сюда: http://www.geocities.com/celtictunes/Tunes.html (GIF-файлы, много для DADGAD), или вот тут есть коллекция аранжировок бретонских мелодий.

Kashmir в исполнении Джимми Пэйджа (Led Zeppelin). Это в DADGAD-e, это святое, и это отдельно.

Две фидо-конференции, где можно узнать все, что угодно: rec.music.celtic и rec.music.makers.guitar.acoustic.

Полезные ресурсы, которые я выложил на сайт: путанная, но важная статья про аккомпанемент и основные звукоряды в кельтской музыке, и PDF-файл с аккордами для строя DADGAD.

Наконец, вот единственный из известных мне русских ресурсов на тему кельтской гитары - на сайте Welladay: http://welladay.celtic.ru/russian/likbez.html. Перевод Екатерины Ложкомоевой.

Вот, собственно, и все. Мои благодарности Эрмано и Игорю Лисову, которые помогали в процессе осмысления и написания этой статьи, и Юлии Курцман, которая помогла мне с нотами. Ну и, конечно, я буду признателен каждому, кто укажет какие-либо ошибки или неточности данного обзора, или добавит что-нибудь полезное и интересное.

Перейти ко второй части