Нижегородцы и прекрасные нижегородки! Мы открываем сезон 3 сентября на Покровке 49а, в клубе Jam Prestige. Начало в 20:00, билеты 100р. Чертовски по вам соскучились! Остальные новости сообщим в конце лета, ещё не хватало последние деньки августа просиживать за компьютером. 3.09 Нижний Новгород, клуб "Jam Prestige" The Dartz, 17 авг 2005 |
Предыдущий выпуск | 22 июля 2005 | Следующий выпуск
Концерты | Новости | По сайту |
Ну что ж! Кажется, пришло лето, пора уже и начать активный отдых! В ближайшее время у Dartz намечается такой вот культурно-оздоровительный концерт: 30-31 июля: на фестивале Лампушки-2005 (Сосново) Ближайший клубный концерт в Питере - 16 сентября в "Арктике", следите за рекламой. |
За Деодана!!! Ай-люли в ковылях |
Новый ресурс На сайте А в ЖЖ вот буквально на днях открылось комьюнити, посвящённое нашей группе. Захаживайте, присоединяйтесь! Где послушать mp3 The Dartz Где купить записи Как заказать диск Где прочесть тексты Где взять аккорды Как найти The Dartz в ЖЖ Как связаться с группой Как узнать о следующем концерте - А погода у нас какая?..
|
Ай-люли в ковылях (или Лица российского фолк-рока)
Фолк-рок-форум, состоявшийся в Москве 25 июня - редкий фестиваль, к которому при всём желании нельзя придраться: в нём всё было прекрасно, и форма, и содержание. Если кто был на фестивале, тот вспомнит прежде всего отличную погоду, парк, наполненный фантасмагорическими скульптурами и живыми персонажами, босые попрыгушки на траве, поливание из шлангов, всеобщий позитив и расколбас. В течении дня и вечера на открытой сцене (пресс-релизы не соврали: там действительно росло дерево!) выступили все "ведущие силы московского и питерского фолк-рока". Разве что "Мельницы" не было (небольшой лист бумаги, висящий на входе, предупреждал, что "Мельница и Тол Мириам не будут"). Надо заметить, что и звук был на этом концерте отличный, и группы, чувствуя поддержку полуторатысячной аудитории, выступили на прекрасном уровне. Словом, было ощущение праздника и события - а диск, зафиксировавший Форум, показал современный российский фолк-рок во всей своей неоднозначной красе. Теперь, если вы хотите понять, какие тенденции нынче правят в фолк-роке и чего ещё ждать в этом направлении в ближайшую пару лет, не ходите по концертам: просто поставьте диск, и всё вам станет ясно.
Начну с конца. Две группы на диске представляют течение, условно направленное "на запад". Взглянув на обложку, вы увидите там только два названия латиницей: Tintal и The Dartz. Музыка, написанная с сильной оглядкой на Ирландию и Запад вообще. Тинталовский орган звучит мощно и этак по-старомодному, навевая воспоминания о книгах Талесина и Детях во Времени. Корабль явно правит на запад. Мы тоже "западники" и не собираемся менять курс, делая крен в сторону славянской традиции. Её и так вдруг стало очень много. И остальные команды на диске (кроме нескольких исключений) - это и есть как раз то самое славянское направление, необъятное, как заволжские степи, и суровое, как лицо половецкой "бабы". Музыка отважных людей, имеющая примерно такое же отношение к настоящему русскому фолку, как музыка Blackmore's Night - к фолку британских островов. Впрочем, кто сказал, что тут должно быть аутентично? Come on, тут фолк-рок! И Blackmore's Night - не худший пример для подражания. Чем ценен сборник - он очень наглядно показывает эту новую волну с полным набором неофолк-образов. Слушателю предлагаются кони, обязательные ковыли (или хотя бы намёк на их присутствие), князья, стрелы, драккары и прочие неявные ай-люли в каждой песне. Сыграно и записано, кстати, всё на очень неплохом уровне. Почему-то именно в Москве таких команд особенно много. А где они в Питере? Их тут нет: наверное, потому нет, что Питер как город тоже развёрнут на запад и вообще страдает ироничным отношением буквально ко всему; а какая может быть ирония, если кругом степь, князья, драккары и вороны? "Тролль гнёт ель", кстати, при всей опасной близости к ковылям, умудряется держать независимый северный стиль. Хотя викинги, если вспомнить историю, с одинаковым удовольствием наведывались и в Англию, и в Гардарику. "Тролли" стоят особняком за счёт той самой питерской иронии (которую не может прибить ни "князь", ни "конь" - как это продемонстрировала недавно блистательная Тикки Шельен). Остальные же артисты невероятно, эпически серъёзны - кажется, это общее у всей неофолк-волны. В жизни Dartz был лишь один случай, когда мы прикоснулись к жанру "ай-люли" - это пресловутая песня "Егорья", записанная февральской ночью 2004го на студии Boglach Records в состоянии алкогольно-творческого угара. "Егорья" предназначалась на экспорт в Америку, но по иронии судьбы именно этот диск Анфиса, уезжая во Флориду, забыла дома. Мысль, похоже, двигалась в схожем направлении, и впоследствии такой саунд - а-ля народные завывания, как бы горловое пение, варганы, этнические сыпучки и слабостроящие дуделки, плюс тяжёлая, современная, почти рэйвовая ритм-секция - был использован практически всеми. Нам же вдруг стало неинтересно... Именно этот саунд подходит к "ковыльным" текстам как никакой другой. И большие аудитории подобных концертов показывают, что такое мироощущение близко и понятно нынешней фолк-публике. Как сказал кто-то, "вот и проснулось национальное сознание". Странно, конечно, что будили это сознание одни, а с новой волной пошли другие. Ну да ладно.
Как ни странно, звучание "После 11", группы с наибольшей концентрацией ай-люлей, оказалось на диске самым современным. Здесь они честно исполняют народную песню, причём в довольно модной аранжировке. Наблюдая за ними на концерте, я не мог сдержать восхищения: так искусно и без видимых усилий вести красивейшее слаженное четырёхголосье в условиях живого выступления - это ж какой концертный опыт и сколько репетиционного труда накоплено за плечами этой команды! И, приведя этот пример, хотелось бы ещё раз подчеркнуть: настоящий фолк - не архаичен!
Ну и Калугин, наконец. Тут уже о другом пойдёт речь. Диск начинается с его песни "Последний воин мертвой земли", к фолк-року никакого отношения не имеющей, но в данном случае это не важно. Калугин и вне неофолка - великий мастер сплетать слова, говорить с пафосом о простых вещах, и просто - о серъёзном. Его песни - уже давно значительное явление независимо от волн и течений. Но с большого художника - и спрос большой, а у пафоса есть пределы, попав за которые, слово может отозваться самым непредсказуемым образом. В "Воине" эти пределы оставлены позади. Сама по себе песня не содержит никаких музыкальных красот. Трубы вступают слишком поздно, когда уже все умерли, а пока они не вступили, слушатель остаётся один на один с текстом - и не с абы каким, а с калугинским словом, которое всегда слушалось как откровение. И я не верю, чтобы Калугин не отдавал себе отчёт в том, какой эффект может вызвать этот, хм, текст: "Но им нет права на то, чтобы видеть восход, у них вообще нет права на то, чтобы жить". Ладно бы там был один "Великий Ужас, которому имени нет", но - "Я кричу им - вперёд, я кричу им - за мной!" А аудитория-то молодая, пассионарная... Хотя, конечно - "нам не дано предугадать". В-общем, тут можно сказать только одно: Бог ему судья. Когда Калугин исполняет одну из моих любимых песен - "Сицилийский виноград", вот там с Богом как раз всё складывается отлично. Там после слов "Воспаряет над престолом Кровь пречистая Христа" начинается прогрессия вверх, торжественная и мощная. Как-то сразу понимаешь, что именно здесь текст, музыка и душа сливаются в единое осмысленное целое. Калугин исполняет эту прогрессию, крепко зажмурившись - я уже дважды наблюдал это. Можно только представлять, что он чувствует и с кем советуется в сей славный момент. Хотя, может, я преувеличиваю - всё гораздо проще, и творец прикидывает, сколько дисков будет продано после концерта. Но в это верить как-то не хочется.
Такой вот поучительный альбом попал мне на прослушивание в июне сего года. Весь фолк-роковый такой. Обложку я описывать не буду, потому что она ужасна. Внутри же диска - как минимум интересная пища для размышлений. Американский фолкер вышел на сцену в клетчатой рубашке и мешковатых штанах, с гитарой-вестерн и проржавленной губной гармошкой; но кто сказал, что русский фолкер будет на него похож? Русский фолк-рокер выползает к микрофону (и продолжает выползать) с жалейкой, подпоясаный верёвочкой, одетый, как персонажи фильма "Русь изначальная", и в яловых сапогах, переделанных из берцов. Интересной музыки как таковой пока мало, но если фолк-рок-дамы и дальше будут сохранять такое декольте - мы эту традицию очень даже приветствуем, а там и музыка, глядишь, появится!