Вот что пишет С. В. :
Здравствуйте!
Все в фестивале было хорошо, но вот организация мероприятия… Даже если не принимать во внимание то, что 10 числа концерт начался не в 15 часов, а чуть ли не на три часа позже, то все равно в проведении мероприятия присутствует какая-то тотальная неорганизованность. Неужели нельзя было найти кого-нибудь, кто выходил бы на сцену и четко объявлял что за группа будет играть? Можно было выяснить кто выступает только спрашивая об этом всех подряд. Забавно, что в большинстве случаев на вопрос «А что это за группа?» народ отвечал «без понятия». Хорошее отношение к кельтской музыке поклонников ее? Думаете, это были не любители данного направления, а случайные люди? А стали бы случайные люди терять столько своего времени – ведь группы очень долго настраивались, а потом играли всего около 5 номеров, в лучшем случае чуть больше. Или, может, это считается в порядке вещей: люди приходят на концерт потусоваться, а кто играет и играет ли вообще им неважно? Ладно, постараюсь больше не занудствовать :)
Мне действительно очень хотелось познакомиться с творчеством групп, играющих кельтскую музыку в Питере, и, может быть, это моя вина, что мне не удалось выяснить кто же из выступавших был группой «Вереск» (по полученной мною информации это целых три группы :), правда, я подозреваю, что одна из них все же «Помело», а вот другая - ?…). Но как быть, если спрашиваешь музыкантов одного из коллективов кто они, а они гордо отвечают: «RCHP»? Потом оказывается, что на самом деле «Белый Козел» (именно так переводится с ирландского название «An Gabhar Ban» как объяснил один добрый человек). Это они, типа, так себя назвали, что им самим произносить неудобно? (Шутка; ребята, если читаете эти строки не сердитесь на меня, у вас нормальное фолковое название и играли вы действительно здорово). Кстати, насчет того, что кельтоманы в Питере зачастую не знают названия групп: может, это не случайность, а закономерность? В прошлом году интуиция завела нас в «Shamrock» (тот, что в Питере – уютный и чудесный по сравнению со своим аналогом в Москве) и там в тот вечер выступала «Laterna Magica». На концерте кроме нас присутствовало где-то четверо питерцев, двое из которых, вроде, были близкими друзьями группы. Вы не поверите, но они не знали как называется группа! Вообще, после того выступления я очень жду когда «Laterna Magica» приедет в Москву. Вы им передайте, пожалуйста, что мы их ждем! Ведь и на «Волынщике» они тоже не выступили, хотя интуиция вновь завела нас в место (на этот раз дом-музей Ахматовой), где «Laterna Magica» должна была выступать, но уже 17 числа, когда мы уже должны были оказаться снова в своей «большой деревне».
Теперь о выступавших группах. Лучше всего 10 числа были «Dartz». Мне до этого довелось вас слышать всего раз, в «Краю». Надо сказать, что по сравнению с тем разом группа звучала как-то гармоничнее – может, дело в том, что после ухода ударника группе понадобилось время чтобы зазвучать сбалансированно в новом составе? А что за девочка на волынке открывала концерт 10 числа? Девочка эта пошла дальше Толи Исаева, что выражалось в том, что она не просто вышла вся в черном, но еще и нахлобучила черные очки. Хотя если говорить серьезно, то в игре на волынке не разбираюсь, поэтому охарактеризовать игру девочки не берусь.
«Welladay» сыграли хорошо, но мало. Несколько раз концерты в этот день прерывались из-за дождя и публика в основном занималась тем, что перемещалась в броуновском движении, тусуясь здесь и там. Кстати, несомненным плюсом было наличие рядом с концертной площадкой кафе “Африка”. Там можно было посидеть и погреться во время дождя, а цены были просто супернизкими по сравнению с московскими. Очень здорово когда есть такое кафе. Вот только одна вещь не укладывается в моем сознании. Прошлым летом мне удалось отыскать “Африку” когда там был ремонт. Тогда это была маленькая комнатенка, и мне было непонятно, как эта крошечная каморка может называться клубом. Потом до на дошли слухи, что в “Африке” открылся “новый большой” зал. Мое воображение нарисовало мне что-то размером с МДМ. Каково же было мое изумление при виде этого зала. Это же комната, где место для танцев площадью где-то 4 на 4 метра, если там еще группу поставить, то танцевать вообще негде. Хотя место очень уютное, оформлено неплохо, распятая зебра выглядит совсем нестрашно, жираф вполне художественно выполнен по своей форме, а сундук вообще прикалывает, так как над ним надпись “кому: бармену куда: на пиво” :) . В общем, мое впечатление от первого дня фестиваля – это добротное выступление «Dartz», а все остальное – провалы… в моей памяти и в организации концертов.
11 числа меня там было только после 17 часов и мне удалось застать только часть выступления «Ad Libitum». Вот это было супер! Сначала манерой вокала они почему-то проассоциировались у меня с А. Градским, потом арт-роковой музыкой напомнили «Jethro Tull». Да, все это уже было – и средневековые мадригалы, и наложение этого на другие стили, но в этой группе все равно есть что-то свое, да и если бы не было – главное, с моей точки зрения, чтобы все было душевно, а стремление поразить мир чем-то новым совсем не есть истинное назначение искусства. Достаточно вспомнить О. Кулика…
«Greensleeves» не было, надеюсь, что все же когда-нибудь их услышу.
Была еще одна группа, в которой вокалистка пела под гитару, чем-то необъяснимо напомнив мне сначала “Белую Гвардию”, правда, голос был другой. Публика реагировала тепло, но мне не понравилось – я очень критично отношусь к вокалу. Я понимаю, что это весьма сумбурное описание, но может кто-нибудь подскажет, что это была за группа, а лучше опубликует полный список, отражающий какие команды и в какой последовательности выступали в эти дни.
Очень неоднозначное отношение вызвала у меня «Башня Rowan». В целом они не понравились некоей своей дисгармоничностью, хотя признаю, что талант у них имеется. Песня о том, что «змей не хочет быть женщиной» мне даже понравилась. У них очень сильно развитое образное мышление, фантазия и особенно специфичное чувство юмора. Что касается голоса их певицы, то им хорошо бы блюзы исполнять, в таком стиле как О. Дзусова пела «Мата Хари Блюз», но если вокалистке «Башни» нравится исполнять песни в другом стиле, то это ее законное право. В общем, своеобразная группа. Их тексты – нечто, хотя иногда проскальзывающая грубоватость лично мне пришлась не по нутру. Интересно, что одна песня была чуть ли не в стиле регги, что повергло меня в очередное изумление: это же фестиваль «Волынщик», а тут все кругом зашлись в соответствующем музыке расслабленном танце.
Кстати, о танцах. Спасибо Птице-Лисице, которая пытается в Москве сделать в этом плане то же самое, что происходит в Питере. Это же очень классно, когда куча народа так душевно пляшет! Конечно, можно придираться к тому, что в Питере, как мне показалось, с одиночными танцами все несколько хуже, но групповые танцы на уровне! Зато у москвичей другая проблема: во-первых, у нас очень мало кто танцует групповые танцы, во-вторых, наши зрители-танцоры делятся на 2 типа: либо эти люди, которые однообразно прыгают на месте, суча ногами не в такт музыке, либо это люди, занимающиеся танцами хоть сколько-нибудь профессионально и тогда в лучшем случае можно наблюдать редкие примеры действительно чудесного танца, однако, даже в этих случаях есть опасность того, что стремление овладеть техникой (отточенностью, четкостью движений, высотой прыжка и т. д.) может затмить все остальное. Ведь очень важно умение слушать музыку, воспринимать образы и отображать их в танце. Как говорил Р. Гэлвин на мастер-классе: «Музыка первична, танец по отношению к ней вторичен». Это же важно! А у нас в Москве мало кто, как мне кажется, умеет танцевать под кельтскую музыку. В Питере же нет внешней техники, зато у вас танцующие лучше чувствуют музыку. А мы не опозорили Москву! :) Мы подстроились в одну из полек и сплясали ее!
Еще хочу отметить «Ann’ Sannat». Они меня поразили: прекрасные инструменталы, а вокалистка… Единственная певица, которую так восторженно принимала вся аудитория. Ее голос не только не вызывает никаких нареканий с точки зрения техники, ко всему прочему она еще и очень душевно исполняет.
Когда вышла выступать последняя группа, состоявшая из мужиков, поющих навороченные тексты на русском языке, меня ждал облом: надо было давать деру чтобы успеть на автобус с ночной экскурсией по Питеру. Мне удалось настигнуть автобус вовремя – но ирония судьбы – через 4 часа этот автобус привез меня снова к Новой Голландии! И когда все высыпали смотреть на арку (черта лысого там увидишь в такое время суток, пусть даже и в белую ночь), мой взор был устремлен в другую сторону – туда, где в эти 2 дня проходил фестиваль. Было темно и пустынно. Ни одного звука не доносилось со стороны площадки, и ничто не напоминало о том, что еще недавно здесь проходили чудесные концерты. Какая-то ностальгия охватила меня… Все-таки здорово, что все это состоялось, пусть и были какие-то накладки, наверняка, в следующий раз все пройдет еще лучше!
Когда пройдет полсотни лет
Возьму до Питера билет
«Волынщик» снова посещу
И в этот раз не загрущу!
Хэй, ла-ла-ла-ла-лэй-ла…
P.S. Надеюсь посетить “Волынщик” в гораздо более скором времени :)
Спасибо за фестиваль!
С. В.